Как петербургские волонтеры работают в карантинные дни
Круглосуточная помощь
«Меня зовут Анастасия, чем могу помочь?» – такими словами теперь начинается день в центре городских волонтеров на Васильевском острове. Там открылась круглосуточная горячая линия по вопросам, связанным с коронавирусом. Каждые пять минут в call-центр поступают звонки от горожан: люди спрашивают о вынужденной самоизоляции, работе транспорта и как изготовить маски своими руками.
«В работе задействованы семь человек – это сотрудники центра. Они получили обучение, которое включает ответы на необходимые вопросы от различных профильных служб города», – рассказал «Петербургскому дневнику» заместитель руководителя Центра городских волонтеров Санкт-Петербурга Дмитрий Антонов.
Главной задачей сотрудников является не столько информационная поддержка населения, сколько перераспределение звонков в ответственные органы, например на горячую линию Роспотребнадзора.
«За вчерашний день мы подсчитали: пришло около 2 тысяч звонков. Работать начали в 9 утра, такая статистика была на 21 час. Ночью звонков было существенно меньше, но днем безостановочно работают семь линий», – добавил Дмитрий Антонов.
Самые популярные вопросы – какие ограничения по перемещению появились в городе, где купить медицинские маски и как попасть на плановый прием в поликлинику. Порой на том конце телефона человек находится в панике, ему страшно. Как признаются сотрудники горячей линии, на часть вопросов горожане и так знают ответ. Звонят они для того, чтобы просто выговориться.
Вторая задача call-центра – получить и обработать заявки от пожилых и маломобильных граждан, которым нужна реальная помощь. Многие из них остаются дома в изоляции от родственников, и принести необходимые лекарства и еду им некому.
Кто составляет костяк таких добровольцев? По словам Дмитрия Антонова, это сознательные люди от 25 лет. Кстати, в городских мероприятиях в качестве волонтеров чаще всего участвуют ребята 17-18 лет. На помощь в карантинные дни приходят целые семьи.
«На сегодняшний день зарегистрированы более тысячи человек, которые готовы помочь в call-центре или съездить по адресу. Многие звонят и говорят: «У нас есть машина, мы готовы взять какую-то часть района, например 15 адресов, и объехать их за день», – отмечает заместитель руководителя Центра городских волонтеров.
Чем сопровождают волонтеров? С собой им выдают средства индивидуальной защиты – маски, антисептики и перчатки. Когда волонтеры передают продукты, они не соприкасаются с человеком и оставляют пакет у дверей квартиры.
Волонтерский маршрут
«Петербургский дневник» отправился по двум адресам в Центральном районе вместе с добровольцами – студентом Иваном Маньковым и председателем муниципального отделения Всероссийского общества глухих Дмитрием Парским. Оба в масках, перчатках и с антисептиком в карманах, в красных опознавательных жилетках. А у Дмитрия был тепловизор – он ловко измерил температуру себе и нам. 36,6 – можно отправляться дальше. Измерять температуру волонтер должен до и после каждого адреса, а при ее повышении сразу оповестить волонтерский центр.
Также при себе у них – карта «Подорожник» и специальная аккредитация, которые выдают всем волонтерам.
Мы отправились в Ковенский переулок, 22-24: в доме живет пожилая петербурженка. Она попросила купить 3 килограмма картошки, килограмм свеклы, морковь, пачку сливочного масла, хлеб и две упаковки замороженных овощей. Как рассказали «ПД» волонтеры, это стандартный набор: люди стесняются просить много и ограничиваются самым необходимым.
С чего начинается такая «прогулка»? Волонтер берет на себя какой-либо адрес, звонит человеку, уточняет список покупок и отправляется в магазин. Покупки он делает на свои деньги, после чего адресат помощи передает ему деньги.
«Я получил электронное письмо из рассылки проекта dobro.ru и решил поучаствовать. Создал анкету, отправил заявку и на следующий день ее одобрили, тем же вечером прислали инструктаж. Чтобы стать волонтером, нужно пройти обучение – два онлайн-курса и инструктаж в штабе. Потом в штабе выдадут аккредитацию, проездной и средства индивидуальной защиты», – рассказал в беседе с «ПД» Иван.
За плечами у него не меньше пяти выполненных заявок. Молодой человек берет сразу три района – Центральный, Адмиралтейский и Московский. «Адреса бывают разные, иногда близко ко мне. Например, в соседнем доме живет ветеран боевых действий, инвалид первой группы, пожилой мужчина».
Как признается волонтер, самая распространенная проблема – люди не могут составить список продуктов. Второй момент – пакеты, наполненные овощами, фруктами и крупами, становятся увесистой ношей, и порой девушкам их носить не просто.
«Знакомые иногда объединяются в группы, кто-то «жертвует» свой личный автомобиль, чтобы справляться с заявками активнее. Порой люди с автомобилями берут заявки, которые находятся очень далеко, и активных волонтеров там нет. Круг волонтеров, по наблюдениям Ивана, большой: от студентов-медиков до бизнесменов.
«Люди, к которым мы приходим, в целом реагируют позитивно, но с испугом, поскольку для них контакт с внешним миром – это риск. Некоторые люди не высовываются из-за двери и просто просовывают руку, чтобы забрать пакет. Мы соблюдаем регламент и не контактируем с ними, потому что для нас это тоже риск», – подчеркнул доброволец.
Во второй раз продукты мы относили на проспект Бакунина. В наборе – яблоки, картошка, соль, сахар, две баночки зеленого горошка. А вот гречки, которую заказала пенсионерка, на полке ближайшего магазина не оказалась: сотрудник торговой точки рассказал «ПД», что все крупы сейчас выставляют в торговом зале сразу и залеживаться на складе им не приходится.
Хозяйка квартиры встретила нас «во всеоружии»: открыв дверь в медицинской маске, женщина сразу отошла от нее. Продукты мы оставили на пороге квартиры.