Главный тренер БК «Зенит» Хавьер Паскуаль: «С Гвардиолой дружу. И болею за его команды»
Нынешний сезон в баскетбольном «Зените» проходит под знаком каталонских тренеров. Жоана Плазу в феврале сменил Хавьер Паскуаль. Для Северной столицы пока фигура загадочная. «Петербургский дневник» побеседовал с испанским специалистом, выигравшим десять лет назад самый престижный турнир для клубов Старого света — Евролигу, и узнал почему ему пока не удалось посетить Эрмитаж.
СВОЙ СТИЛЬ НАДО ВЫРАБАТЫВАТЬ ПОСТЕПЕННО
– Вы не скрывали, что приняли предложение «Зенита», потому что клуб играл в Евролиге. Как вы восприняли решение о приостановке турнира. Как это меняет ваши планы на работу в петербургском клубе?
– Это глобальная ситуация. Мы не можем чем-то отличаться от других. Это настоящая проблема всего мира. Я надеюсь продолжить свою работу в клубе. Остается тренироваться и ждать начала соревнований.
- Как вы отнеслись к решению Единой лиги ВТБ не доигрывать чемпионат?
- Я не буду комментировать решения лиги.
– Каким вы нашли состояние команды «Зенит» после того как приняли ее, и что вам захотелось изменить в первую очередь?
– Не так просто было пойти на изменения. Я хочу выразить большой респект своему предшественнику Жоану Плазе. Но, как любому новому тренеру, мне предстояло вырабатывать свой стиль. И тут важно не делать резких движений, а двигаться постепенно: шаг за шагом.
– В Петербурге вы уже полтора месяца. Как проходит адаптация в нашем городе?
– Это очень сложный вопрос. Я не так много времени провел в Петербурге. Но я и раньше знал, что это один из самых красивых городов мира. А теперь в этом убедился. Безусловно, требуется гораздо больше времени, чтобы понять всю красоту, историческую составляющую, наполняющую этот мегаполис. Мне бы хотелось, например, распробовать настоящую русскую кухню. Я не так часто выбирался в город, но я понимаю, что это надо сделать, когда обстановка нормализуется. Иначе многое потеряю.
– Где все-таки успели побывать до введения ограничений и что посмотреть?
– Так получилось, что мы всем тренерским штабом решили выбраться в город и походить в музеи. Приехали в Эрмитаж, но в этот день он оказался закрыт из-за сложной эпидемиологической ситуации. Также мы хотели посетить Петропавловскую крепость, но и туда не попали. Уверен, что все это посмотрим, но чуть позже.
– Вы увлечены футболом. Успели ли сходить на игры «Зенита» и пообщаться с игроками и тренерами?
– К сожалению, нет. Баскетбольный «Зенит» сыграл только одну домашнюю игру за время моего нахождения в Петербурге. У нас был напряженный график, мало свободного времени. Возможно, такая же ситуация и у футболистов. Но, думаю, однажды найду время, чтобы пообщаться с игроками и тренерами петербургского клуба. Я знаю, что у футбольной команды был хороший старт чемпионата, и они имеют хороший шанс стать чемпионами.
ТРУДНО ВЫБРАТЬ МЕЖДУ КРОЙФОМ И МЕССИ
– Вы болеете не только за футбольную «Барселону», но и персонально за ее бывшего наставника Пепе Гвардиолу. Почему?
– «Барса» – клуб с более чем вековой историей. Мало кто может похвастаться такими успехами и таким количеством побед. С Пепе же меня связывают замечательные отношения с тех пор, когда он тренировал «Барселону». Мы дружим. И с тех пор персонально болею за тот клуб, который он возглавляет.
– Кто для вас главная звезда «Барсы» за всю историю?
– Каверзный вопрос. Возможно, Йохан Кройф. Или Ладислав Кубала. Или Лео Месси. Трудно назвать одного «номер один». Много было очень классных футболистов за историю «Барселоны».
– Хорошо, тогда более простой вопрос. Для вас важно, чтобы ключевые позиции в «Зените» занимали российские баскетболисты?
– Сразу хочу отметить, что в баскетболе нет национальностей. Есть хорошие игроки и не очень. Но в победной ДНК, о которой я много говорил, всегда необходимо место для игроков из страны клуба, который они представляют. И то, что сейчас делает академия «Зенита», – это задел на будущее. Уверен, что совсем скоро вы увидите в первой команде очень сильных игроков – воспитанников петербургской академии.
– Кстати, в последнее время вы пригласили троих игроков резерва – Александра Колосова, Геннадия Денисова и Михаила Бокарева тренироваться с основной командой. Это ваша идея?
– Да. Я хочу посмотреть, кто идет за лидерами клуба. Кроме того, важно, чтобы молодые, перспективные игроки понимали, что такое первая команда. И видели, к чему может их привести их упорный труд.
– В 2010 году вы победили с «Барселоной» в Евролиге. Можно выделить главный фактор?
– Если брать тот победный сезон с «Барселоной», то можно отметить отличную обстановку в раздевалке. Плюс замечательные отношения между местными баскетболистами и легионерами. Мы великолепно играли весь сезон, нельзя выделить отдельные матчи. Эта команда вошла в историю Евролиги. И, думаю, каждый игрок будет помнить тот сезон.
СОВМЕЩАЛ РАБОТУ ТРЕНЕРОМ И ИНЖЕНЕРОМ. И МНЕ НРАВИЛОСЬ
– В тот же год вам удалось стать участником еще одного исторического события. «Барселона» под вашим руководством обыграла действующего чемпионата НБА «Лейкерс» с Коби Брайантом. Вам важно было доказать, что американцев можно обыграть?
– Да, наверное, для болельщиков это значимое событие. Впервые чемпион Евролиги победил чемпиона НБА. Конечно, это одна игра, а не серия их четырех в плей-офф. Наверное, для меня это тоже был не совсем обычный матч, особый, который останется в памяти. «Лейкерс» возглавлял Фил Джексон. Великолепный специалист. И для меня также было важно проверить себя на его фоне – чего стою.
– Вы начали тренерскую карьеру в 18 лет в клубе «Гава». Как это произошло и когда вы поняли, что из вас получится классный тренер?
– Очень хороший вопрос. Но мне сложно на него отвечать. Я не был игроком топ-уровня, перед которым открыты двери в любую баскетбольную организацию. Нигде не учился баскетбольному мастерству, чтобы как-то упростить себе путь на вершину баскетбольного олимпа. Начинал работать с детьми в то время, когда я еще работал инженером.
– То есть совмещали?
– Да, причем долгое время, вплоть до перехода в «Барселону», работал тренером и инженером. И мне нравилось такое сочетание. В какой-то момент мне предстояло сделать выбор и полностью посвятить себя тренерской профессии. Я точно знаю, что для многих талантливых специалистов сложно сделать именно этот шаг. Да, они реализуются в других профессиях. Но кто знает, что было бы с ними, если бы они совершили нужный шаг в свое время. Мне кажется, я сделал правильный выбор и благодарен всем, кто был рядом со мной в этот момент.
ДАВЛЕНИЕ – ЭТО ТО, ЧТО ВСЕГДА ВНУТРИ НАС
– Вы работали с двумя топ-клубами Европы – «Барселоной» и «Панатинаикосом», где огромное давление на тренера? Как быстро научились с ним справляться?
– Давление – это то, что всегда внутри нас. Я не верю, что есть люди, которые не испытывают прессинг в различных ситуациях. Так получилось, что для меня лучший способ борьбы с давлением – когда мои игроки, моя команда делают то, что я предлагаю. И это приносит результат. Естественно, большие вызовы – это всегда большее давление. Но работа над этим проносит результат и позволяет самому справляться с этим самым давлением. Никто и ничто не может меня остановить на моем тренерском пути.
– Греческие фанаты способны на все. Приходилось ли вам испытать их гнев за время работы в «Пао»?
– О, это было замечательное время. Греческие фанаты поддерживали меня с первого дня моей работы в клубе и до последнего. Это было невероятно! И это отношение болельщиков к игрокам привело к тому, что у нас была невероятная командная «химия» внутри и «химия» взаимодействия между тренерским штабом и командой и болельщиками вне команды. Такие соединения помогли команде добыть много титулов за это время. Ну и плюс наше противостояние с «Олимпиакосом», все об этом знают. Просто невероятно.
– Для вас примером в баскетболе среди игроков был всегда Хуан Наварро. Кто может стать его аналогом в «Зените»?
– Наварро был одним из самых главных персонажей в Евролиге за последние десять лет. Всегда непросто найти игрока, способного объединить команду. Тем более, когда он выступает за клуб с 16-17 лет и пропитался его атмосферой. Я надеюсь, что однажды такой игрок найдется в «Зените» или придет из академии клуба.