Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

Как живет поколение Путина

Ровно 20 лет назад Владимир Путин впервые стал президентом. «ПД» выяснил, как сегодня живут и о чем думают двадцатилетние россияне

Ровно 20 лет назад Владимир Путин впервые стал президентом. «ПД» выяснил, как сегодня живут и о чем думают двадцатилетние россияне. 

Александр Панарин 

Студент Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ). Уже второй год учится на направлении «Информатика и вычислительная техника».

– Как провели детство?

– В детстве любил собирать конструктор Lego, а потом увлёкся транспортом, особенно авиацией, поэтому начал играть в симуляторы и до сих пор иногда это делаю. Всегда любил математику в школе, наверное, поэтому и выбрал такой университет.

– Кем работают ваши родители?

– Папа – геодезист на стройке, а мама работает в школьной столовой.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Поддерживаю статус студента – постоянно учусь, поэтому на другие занятия остаётся мало времени. Но когда оно есть – смотрю кино, слушаю музыку и выезжаю в пригороды Петербурга, чтобы пофотографировать.

– Следите за политикой?

– Читаю ежедневно новости, чтобы следить за ситуацией в стране и мире. Но из-за того, что политика стала неотъемлемой частью жизни любого из нас, то и о ней приходится узнавать больше.

– Следите ли за деятельностью президента Владимира Путина?

– Я часто слышу, что по сравнению с девяностыми сейчас живётся лучше. Да, бесспорно, но с тех времён уже прошло практически 30 лет, и тогда Россия получала огромные деньги от экспорта нефти и газа, а вся промышленность в стране была, но простаивала. И если всё это учитывать, можно прийти к простому выводу – обычного «лучше» здесь просто недостаточно, должно быть намного лучше. Так что есть, куда расти. Было бы желание.

– Кем хотите стать?

– Сейчас все силы бросаю на саморазвитие, ведь понимаю, что университет не способен дать мне необходимого уровня знаний. Я вообще, пока учился, успел немного разочароваться в высшем образовании. Не знаю, везде ли так или это только мне повезло, но базовые дисциплины для программистов у нас преподаются ужасно. И всё равно хочется работать по специальности, всё-таки мне это всё нравится. А как оно будет – посмотрим. 

– Любимая книга/песня/фильм? 

– Из книг очень люблю «Бремя страстей человеческих» Уильяма Сомерсета Моэма. Конкретную песню не назову, но чаще всего слушаю группу Interpol. Фильм – «Невероятная жизнь Уолтера Митти», смотрел уже несколько раз и столько бы посмотрел ещё. А из режиссёров предпочитаю Кристофера Нолана и Стэнли Кубрика.

Юля – ровесница путинской России: родилась прямо в день назначения нового президента. Сейчас она учится в Великоустюгском гуманитарно-педагогическом колледже на педагога дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства и изобразительной деятельности.

– Как провели детство?

– Детство было беззаботным и весёлым, родители сильно меня опекали и до сих пор это делают. Помню, часто проводила время со своим псом. Когда пошла в первый класс, папа подарил мне двух хомячков, и с того момента до 14 лет я даже разводила и продавала этих грызунов. Одинокой не была, хотя сейчас с друзьями детства не общаюсь – кто-то переехал, а с кем-то просто разладились отношения.

– Кем работают ваши родители?

– Не скажу.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Интересуюсь аниме, психософией, соционикой, рисую, создаю поделки, учусь играть на гитаре и укулеле. А вообще люблю смотреть мультсериалы – «Удивительный мир Гамбола», «Юные титаны, вперед!», «Вольтрон: легендарный защитник»…

– Следите за политикой?

– За политикой не слежу и совершенно ей не интересуюсь. В своё время один учитель напрочь отбил интерес к такому, может, поэтому и не интересно. Но сейчас взрослые постоянно говорят об этом, хочешь ты слушать или нет.

– Следите ли за деятельностью президента Владимира Путина?

– Как раз из-за рассказов взрослых многое о президенте знаю. Но ничего плохого сказать не могу.

– Кем хотите стать?

– Раньше хотелось быть ветеринаром, но выяснилось, что я боюсь крови так же сильно, как люблю животных. Планировала поступить на дизайнера, аниматора или, например, тату-мастера, но родители далеко от дома не пустили и отправили на педагога ДО.

– Любимая книга/песня/фильм?

– Люблю повесть Анджея Сапковского «Ведьмак» из книги «Последнее желание». Из музыкальных жанров предпочитаю рок. А вот достойного фильма пока не нашла, но часто смотрю мультфильм «Вверх».

Карина учится на втором курсе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, о чём ни капли не жалеет.

– Как провели детство?

– В детстве я много читала научно популярной литературы: о космосе, истории, но при этом очень любила Владимира Маяковского.

– Кем работают ваши родители?

– Мать – директор фармацевтической компании, а о работе отца не знаю.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Совмещаю учёбу и работу штатным корреспондентом-новостником раздела «Культура» в «Фонтанке. ру». Хочу попробовать себя в чём-то креативном, поэтому пытаюсь учиться медиадизайну, но у меня пока не очень получается.

– Следите за политикой?

– За политикой слежу, но каждый месяц делаю перерывы от новостей, потому что меня напрягает ситуация в стране и то, как новостные порталы подают нам информацию. Например, «Новая газета» или даже Meduza… Стёб и сарказм – это, конечно, забавно, но очень давит на психику. Сейчас всё очень неоднозначно: людям могут подбросить наркотики, при этом за последние два-три года в России появилась возможность выступать с юмором про власть. Например, на канале ТНТ, который принадлежит «Газпром-Медиа-Холдингу», звучат политические шутки, но в то же время некоторых комиков пытаются отстранить.

– Следите ли за деятельностью президента Владимира Путина?

– Слежу не столько за Путиным, сколько за событиями, которые происходят в стране. Мне кажется, дело не столько в самом Путине, сколько в нас и нашей реакции. Но и в нём тоже.

– Кем хотите стать?

– Не знаю, кем хочу стать, но это точно должно быть что-то социально значимое.

– Любимая книга/песня/фильм?

– Моя любимая книга – сборник «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя и «Записки из Мёртвого дома» Фёдора Достоевского. Из режиссёров предпочитаю Ингмара Бергмана, не только за его фильмы, но и за то, какой личностью он был.

Вадим Фадеев 

Учится на втором курсе Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) по направлению «Филология», но с помощью магистратуры он хочет переквалифицироваться на историка.

– Как провели детство?

– Детство провёл достаточно хорошо, не на что жаловаться. А интересовался почти всю жизнь историей.

– Кем работают ваши родители?

– Мама работает воспитателем в детском саду, а отец – отставной майор полиции.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Раньше пытался совмещать работу с занятиями в университете, но это оказалось сложно. Поэтому теперь просто учусь, в свободное время стараюсь много читать, но не художественную литературу, её и по учёбе хватает.

– Следите за политикой?

– Думать, что в наше время вообще можно не следить, – значит, ошибаться. Однако лезть в новости о политике без подготовки – бесполезно. Для того, чтобы что-то понять, нужна плотная работа с теорией и чтение серьёзных работ перед этим. Я не говорю вам сразу браться за «Капитал» Маркса, но ознакомиться с темой нужно, чтобы не быть одураченным.

– Следите ли за деятельностью президента Владимира Путина?

– Сейчас в стране, как и в мире, тенденции, мягко говоря, безрадостные, как закончится очередной ипотечный кризис – будем смотреть. Не слежу за конкретными политиками, у меня мнение о личности в истории сугубо материалистическое. Однако сложно не обращать внимания на то, что делает лидер той страны, в которой живёшь. Думаю, есть над чем поработать, не разделяю сугубо отрицательного отношения к нашему президенту. В любом случае виноват не человек, а система.

– Кем хотите стать?

– Хотелось бы стать историком, но в тоже время не откажусь и от работы репетитором, я пробовал, довольно удобно. Вот только, на мой взгляд, история как предмет страдает от того же, от чего и остальные предметы – бюрократии. Дайте учителю быть учителем, освободите его от бумажной волокиты, разрешите проводить интерактивы, отрываться от программы по усмотрению и тогда вы удивитесь, как дети потянутся к предмету.

– Любимая книга/песня/фильм?

– Из художественной литературы люблю «Белого клыка» Джека Лондона. С режиссёрами сложнее, я просто в целом редко смотрю кино, в последнее время – тем более.

Ирина Фёдорова 

Учится на первом курсе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД). А специальность – технолог лёгкой промышленности.

– Как провели детство?

– Детство прошло хорошо, по-семейному. Все мои родственники часто собирались вместе и съезжались каждые праздники, чтобы отметить всей семьёй. Я интересовалась всем по чуть-чуть, ходила на занятия, которые проводили в школе после уроков. Танцы, вышивание бисером, плавание, театральный кружок и карате.

– Кем работают ваши родители?

– Мама по профессии – инженер-конструктор, а вот папа недавно вышел на пенсию.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Сейчас учусь, в свободное время люблю гулять со своими собаками, проводить время с семьёй, выезжать на отдых за город, либо гулять по городу. Обычно это просто пешие прогулки на большое расстояние. Если же погода плохая и не погулять, дома люблю готовить, печь и даже хочу пройти какие-нибудь курсы по готовке.

– Следите за политикой?

– За политикой не слежу, если только слышу какие-то новости от знакомых, а самой это не интересно, не хочу себя расстраивать.

– Следите ли за деятельностью президента Владимира Путина?

– За тем, что делает Путин, тоже не слежу.

– Кем хотите стать?

– В идеале хочу стать успешным программистом, потому что люблю всё, что связано с компьютерами, но, может, и специальность понравится.

– Любимая книга/песня/фильм?

– Читаю в основном про психологию и самопознание, но одну книгу выделить не могу. Люблю мультфильм «Мулан», фильм «Собачья жизнь» и все экранизации произведений Николаса Спаркса.

ОТ АВТОРА

Учусь на журналиста в СПбГУ и иногда пристаю к людям с вопросами для текстов.

– Как провели детство?

– Детство я провела с книгами в руках – родители были уверены, что из меня выйдет заведующая какой-нибудь пыльной библиотекой. Потом стала ходить в театральную студию. К счастью, с театром не срослось, и теперь в стране на одного плохого актёра меньше. Зато на одного корреспондента больше.

– Кем работают ваши родители?

–  Не хочу говорить.

– Чем занимаетесь сейчас?

– Работаю шеф-редактором интернет-медиа «Развилка» и корреспондентом в ещё нескольких СМИ. На втором курсе учёба занимает немного времени, поэтому постоянно гуляю по городу, ищу детали, которые люди в спешке обычно не замечают. Вы знали, что в одном из дворов 8-й линии есть живая труба? Советую прогуляться и проверить. Ещё фотографирую и стараюсь хотя бы раз месяц бывать в театре. В марте вот не получилось из-за карантина, а жаль.

– Следите за политикой?

– Стараюсь избегать всего, что может расстроить. Грустить лучше над фильмом или книгой. Это неправильно, конечно, следить за политикой нужно. К тому же такой эскапизм не всегда работает: вчера вот прочитала новость: один депутат утверждал, что никаких репрессий в 30-е не было. Странно это, быть в политике и не знать прошлого собственного народа. Уверена, есть ведь в этой сфере и хорошие люди, о них просто редко говорят.

– Следите ли за деятельностью президента Владимира Путина?

– Я о нём не думаю. А если серьёзно, только критиковать и отрицать – как минимум глупо. Это говорит об узости мышления.

– Кем хотите стать?

– В последнее время много думаю о назначении журналиста. Большинство людей этой профессии, с которыми я сталкивалась, относятся к текстам как к чему-то неживому, искусственному. Отсюда все проблемы. 

– Любимая книга/песня/фильм?

–  Люблю музыку Таривердиева, сейчас такого уже нет, время не то. Главный писатель на моей полке – Борис Пастернак. А из режиссёров чаще смотрю Андрея Тарковского, у него особенный взгляд на природу и место человека в ней.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Сергей Гавров, социальный антрополог, профессор Финансового университета при правительстве РФ: 

– Поколение Z – это поколение гаджетов. Они могут много не знать, но легко ищут информацию. Они и раньше взрослеют. Из-за того, что они раньше проходят возрастные этапы, – они раньше и приходят к взрослому цинизму. Те, кто в школе боролся за Навального, в университете уже занимают мягкую позицию. Это называется политический прагматизм.

Такое поведение накладывается повседневной жизнью: «Сейчас я куплю кофе в любимом кафе, прогуляюсь по похорошевшей при Собянине Москве… Зачем ставить на кон стабильность?»

При этом при мягкой поддержке власти на выборы они не ходят. Это называется мягким саботированием. Они заняты своими делами, многие не интересуются вообще политикой.

Такое мягкое и спокойное поколение, не идущее на риск.

Сейчас мы не можем заставлять их ходить на выборы, поскольку это требует самосознания, политической позиции, а ее пока нет.

Процесс осознанности этого поколения может занять 5-7 лет.

Николай Вахтин, профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге: 

– С высоты моего возраста что двадцатилетние, что тридцатилетние граждане кажутся одинаковыми – безобразно молодыми. Я, если честно, вообще не очень верю в теорию поколений. Хотите сказать, что если вы родились в 2000 году, то точно будете вести себя одним образом, а если за несколько лет до этого, то совсем по-другому? Это ведь не так!

Кто-то из молодых людей интереснее, кто-то скучнее, кто-то умнее, а кто-то глупее… Однако то же самое можно сказать и про мое поколение!

Как человек, работающий в вузе, замечаю, что для многих современных студентов не существует понятия одной избранной специальности. Эти люди, скорее, живут в модульном состоянии: немного поработал здесь, немного пожил там. И переключился на другое.

Политикой они интересуются в разной степени – кого-то она волнует так же, как погода на улице, а кто-то всерьез ею увлечен. Вот этим они и отличаются, а возраст – двадцатилетний или тридцатилетний – не важно.

При этом если я буду сравнивать нынешнее поколение со своим, то станет совершенно очевидно: у современных двадцатилетних россиян намного больше возможностей, чем было у нас, когда мы находились примерно в том же возрасте.

Времена изменились. Цензура ослабла. Мир открылся… Вместе с этим стало гораздо больше шансов получить новые контакты и важную информацию. Поэтому дети, которые были рождены в XXI веке, на самом деле очень богато одарены. 

В то же время такое изобилие возможностей приводит к определенным трудностям. Этим людям сложно сделать выбор: где жить, на кого учиться, кем становиться… Никаких ограничений ведь, по сути, нет. Можно все! И это то, чего у нашего поколения не было. 

Я предполагаю, что ничего особо нового в жизни нынешних молодых людей не произойдет. Не будет у этого поколения ни страшных катастроф, ни великих побед. Как говорил один умный писатель, «все на свете должно происходить медленно и неправильно».