Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Эксперты рассказали, как изменится жизнь после коронавируса

Эпидемия так или иначе коснулась каждого. Кажется, все человечество затаило дыхание и терпеливо ждет, когда жизнь вернется в привычное русло. Но каким же станет мир после масштабной пандемии?
Фото: «Петербургский дневник»

Тотальная виртуализация

Первое, о чем заявляют эксперты: эпидемия заметно укрепит значение цифровых технологий в нашей жизни.

Как отметил председатель Совета директоров российской криокомпании «КриоРус», футуролог Данила Медведев, те технологии, которые развивались последние 30 лет – интернет, мессенджеры, мобильные устройства – наконец-то оказались по-настоящему полезны обществу.

«Мы пережили интернет-бум, эпоху социальных сетей, которые полностью поменяли повседневное общение, появилась и массово развилась онлайн-коммерция. Но сейчас все это оказалось необходимым, чтобы сотрудники крупных компаний имели возможность перейти на удаленную работу, чтобы люди могли общаться друг с другом дистанционно, с помощью электронных коммуникаций, а различные современные технологии, от дронов до роботов, защищали нас от эпидемии, – пояснил он. – И нужно быть готовыми к тому, что цифровые технологии все-таки продолжат развиваться и распространяться повсеместно. Наша повседневная жизнь за это время может заметно измениться».

Социолог, футуролог, теоретик трансгуманизма Валерия Удалова также подчеркнула, что за время пандемии мир привыкнет к виртуализации.

«Заметно больше станет удаленных вакансий, потому что сейчас ситуация заставила задуматься многих работодателей, а так ли нужны офисы. Кроме того, технология виртуальной реальности усилит свои позиции в повседневной жизни. Где сейчас люди развлекаются? Не в кинотеатрах, не в торговых центрах, а в виртуальном пространстве, в компьютерных играх, – напомнила эксперт. – Гуманисты ведь давно предсказывали, что многое перенесется именно в виртуальный мир. Даже путешествия – сейчас уже есть возможность посетить любой крупный музей мира с помощью Интернета. Скоро мы сможем сидя дома отправиться в любую страну, в любое место».

Валерия Удалова также добавила, что карантин приучит людей к виртуальному общению, потому что сейчас нет альтернативы.

«Поэтому мы начнем больше ценить радость живого общения, объятия, взгляды, прикосновения. Ведь какое-то время это будет просто недоступно», – рассказала она.

Научный прогресс

Координатор Ассоциации футурологов, кандидат философских наук, социолог Владимир Кишинец в разговоре с корреспондентом «ПД» сообщил, что эпидемия коронавируса заставит обратить повышенное внимание к биологическим проблемам человека.

«Биология человека недостаточно совершенна, существует множество различных болезней, которым подвержены люди, и с этим нужно как-то бороться. Обычно мы боремся с микробами и вирусами, а нужно совершенствовать самого человека. Этот вопрос назрел давно, – отметил специалист. – Сейчас все биологи работают в авральном режиме, на коронавирус уже потратили безумные деньги, а сколько еще предстоит. Наверное, после всех этих ужасов здоровьем человека займутся более серьезно. И не локально, а на фундаментальном уровне».

Данила Медведев, в свою очередь, обратил внимание, что эпидемия даст толчок развитию не только медицины и биологии, но и другим областям науки.

«В XX веке научный прогресс в основном произошел из-за военных проектов и разработок. Благо сейчас мы боремся не с врагом, а с эпидемией. Но тем не менее это может быть большим толчком в технологическом развитии», – объяснил он.

Немаловажным фактором, который определит, насколько сильно поменяется общество, по мнению Данилы Медведева, является и продолжительность эпидемии.

«Если она продлится как в Китае, где интенсивный период занял всего месяц, то уже к лету все вернется на привычные рельсы и жизнь останется прежней. Но если так получится, что эпидемия в мире продлится до полугода-года и более, то многие изменения, которые сейчас кажутся временными, станут частью нашей обычной жизни, – рассказал собеседник «ПД». – Возможно, что карантин станет необходимостью, и тогда он будет защищать нас не только от коронавируса, но и от обычных сезонных заболеваний. Люди начнут чаще носить маски, респираторы, специальные биологические костюмы. А в любых общественных помещениях появятся роботы-дезинфекторы, такие как сейчас есть в китайских больницах».

Изоляция разрушает семьи

Социолог, старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко подчеркнула, что пандемия привела к масштабному изоляционизму мира, стран и людей. По ее словам, главный вопрос – что будет после? Привыкнут ли люди к существованию в гаджетах и онлайне.

«Социологов очень интересует, усилится ли сейчас влияние виртуального мира на жизнь людей? Либо эта усталость от одиночества подтолкнет к тому, что, наоборот, люди ринутся общаться в оффлайне. Это касается всех взаимоотношений, в том числе и между детьми, которые сейчас тоже вынуждены сидеть дома», – пояснила эксперт.

Татьяна Протасенко также призналась, что карантин и самоизоляция могут заметно повлиять на семейные отношения.

«Уже есть данные, что вынужденная изоляция, учитывая не очень хорошие жилищные условия большинства семей, которые не способствуют уединению людей, усиливает негативную психологическую атмосферу дома, – рассказала социалог. – Повысилось количество ссор, конфликтов. Некоторые вдруг обнаружили, что живут совсем не с теми людьми, и отношения их не устраивают. Потому что, когда внутри семьи есть такое тесное взаимодействие, возникает много проблем. Повысится ли количество разводов после изоляции? Не вырастет ли уровень домашнего насилия? И какой станет связь между поколениями? Эти вопросы назревают уже сейчас».

Удар по экономике, деловым связям и туризму

Владимир Кишинец подчеркнул, что ситуация с коронавирусом запустила своеобразную цепочку событий, которая окажет очень сильное влияние на экономическую сферу.

«На какое-то время после окончания эпидемии, в течение года-полутора, любителей путешествовать станет намного меньше. Это приведет к очень печальным последствиям, прежде всего для туристической индустрии, которая временно будет пребывать в ужасном положении. Это нанесет удар по странам, которые в значительной степени зарабатывают на туризме. В ту же Италию, например, мало кто поедет, даже когда там все закончится. Должно пройти время, – пояснил эксперт. – Все это ударит по авиаперевозкам, а значит, и по производству авиационного топлива».

По мнению футуролога, коронавирус отразится и на деловых связях, ведь даже заседание Большой двадцатки хотят провести дистанционно.

«Но это всегда хуже, чем личное общение. Значит, какие-то деловые контакты претерпят изменения. И это все отразится на промышленности, экономике и многих других сферах. Спортивное взаимодействие стран тоже прервется из-за капсулизации государств и регионов, – добавил Владимир Кишинец. – В целом последствия будут не очень веселые. Хоть болезнь и не такая серьезная, если обратиться к статистике смертности по тому же гриппу, например, но психологические последствия будут очень серьезные. Эта обстановка карантина и изоляции скажется на людях. И, конечно, нам стоит готовиться к некоему отрезвлению – придется снизить потребление. Люди очень увлеклись современными благами. После эпидемии придется подужаться».

Татьяна Протасенко напомнила, что уже есть прогнозы по ожидаемому снижению доходов населения. Кроме того, сейчас идет перераспределение профессий и многим сферам труда будет сложно возродиться после эпидемии.

«IT-сфера так и останется востребованной, а вот спрос на врачей и курьеров будет падать, зарплаты начнут снижаться, – сообщила социолог. – И что будет с продажами? Сейчас все супермаркеты отмечают, что их доходы выросли чуть ли не в три раза. Но что будет дальше? Люди ведь закупились, и у некоторых запасов хватит очень надолго».

Эксперт обратила внимание, что после эпидемии любая сфера общества изменится. По словам Татьяны Протасенко, уже активно обсуждается, насколько и в каких странах изменится рейтинг тех или иных политиков. Политики, у которых был высокий рейтинг, могут потерять былые позиции. И у людей, из-за мировых событий, могут измениться политические предпочтения.

Угроза объединяет

Эксперты уверены: эпидемия коронавируса приведет и к позитивным последствиям.

«Во-первых, мы будем гораздо лучше готовы к следующей угрозе. Будет ли это новая биологическая опасность, эпидемия, пандемия, естественные болезни или что бы то ни было еще», – отметил Данила Медведев. – Эпидемия бьет прежде всего по пожилым людям, и мы вынуждены задумываться, как правильно обеспечить жизнь пожилых. И это подталкивает к идее борьбы со старением. Хочется надеяться, что в результате борьбы с коронавирусом мы получим большую безопасность для дальнейших угроз, а также внимание к здоровью пожилых и развитие технологий для того, чтобы поддерживать их жизнедеятельность. Это положительно скажется и на продолжительности жизни, и на ее качестве».

По мнению Валерии Удаловой, мир после эпидемии станет лучше: от вируса появится вакцина, истосковавшиеся по общению люди будут добрее, а страны начнут дружить, не отягощая отношения различными санкциями.

«Существует гипотеза техно-гуманитарного баланса. Когда высокого уровня достигает, например, технология оружия массового поражения, гуманитарная составляющая общества растет, люди больше ценят жизнь. Сейчас у нас появилась новая угроза – коронавирус. Мы прекрасно понимаем, что это не первая пандемия и не последняя. И эта угроза сближает, – объяснила эксперт. – Надеюсь, что этот процесс будет продолжаться, ценность человеческой жизни вырастет еще больше. Естественно, начнется резкий рост в области биотехнологий, вирусологии, иммунологии, будет улучшена и пересмотрена медицинская система во многих странах. Я верю, что мы все это переживем, усилимся, и мир пойдет дальше, став сильнее».

Закрыть