
Алексей Минин: «Главное для нас – обеспечить связность дисциплин»
- Вы - руководитель магистерской программы СПбУТУиЭ «Управление финансами в цифровой экономике». Скажите, что это за специальность и в чем преимущества программы?
- Эта программа особенная. На ее создание ушло более ста лет совокупного опыта коллег, которые над ней работали. Я имею в виду, что над ней работало много разноплановых специалистов. Основной целью программы была цельность картинки.
Главным для нас было обеспечить связность дисциплин таким образом, чтобы студенты по итогу обучения имели цельное представление о том, с чем им предстоит столкнуться – с массой вещей, на которые у нас нет ответов. В отличие от многих похожих программ мы готовим многогранных специалистов, которые разбираются в причинах происходящего в цифровой экономике, имеют необходимый инструментарий для познания внешнего мира и умеют выражать свое мнение в рамках широкого набора дисциплин: от азов корпоративного управления до разработки алгоритмов анализа данных.
Конечно, они не будут первоклассными специалистами в области анализа данных или корпоративного управления, но это и не цель, наша задача – научить оперировать терминами различных специалистов, понимая всю картину. Спрос на таких специалистов растет экспоненциально, как и те технологии, что порождают этот спрос. Так что мы знаем, что мы делаем.
- Как давно вы сотрудничаете с университетом и почему для подготовки специалистов в области управления финансами в цифровой экономике был выбран именно этот вуз?
- Я начал сотрудничество с университетом со знакомства с профессором Владимиром Александровичем Куниным. Когда-то он был моим преподавателем в области финансового менеджмента в Международном банковском институте. Я получал второе высшее образование, обучаясь на программе MBA и уже тогда четко осознавал, что индустрия нуждается в Т-образных или Н-образных людях. Первые – это эксперты в области одной дисциплины, но понимающие при этом и все остальные, а вторые, соответственно, – те, кто владеет двумя и более дисциплинами.
Думаю, не стоит говорить о том, как тяжело в российском образовании пересекать дисциплины из области финансовых, естественных и гуманитарных наук. Надо отдать должное СПбУТУиЭ, ректорату и сотрудникам университета, которые собрали всех тех преподавателей и специалистов, которых еще вчера было невозможно объединить для работы в рамках одной программы.
В СПбУТУиЭ работают отличные профессионалы, очень хорошие и порядочные люди, а в наши дни это бывает редко. Для меня бренд университета именно в этом сочетании.
- На ваш взгляд, как будет развиваться цифровая экономика в нашей стране в ближайшие годы?
- Сейчас очень неправильное время делать прогнозы. Скажу лишь, что волатильность – это новая экономическая реальность. Это произошло не сегодня и не вчера. В этой связи развитие институтов цифровой экономики важно, как никогда. Специалисты в этой области будут востребованы, компании будут в них нуждаться. Уже сегодня мы видим становление цифровых монополистов исключительно на рыночных условиях, потому что так работает цифровая экономика. И мы увидим их крах в том числе.
Развитие традиционно идет по спирали, и цифровая экономика – не исключение. Мое мнение: мы увидим, как потребление будет смещаться в цифру, в то время как потребление в материальном мире станет прерогативой малой части населения. Это не плохое будущее, скорее, эффективное, в экономическом смысле.
Хорошая новость в том, что цифровая экономика – это экономика потребления и удовлетворения потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов, что само по себе не так и плохо.
- А сможет ли когда-нибудь цифровая валюта вытеснить бумажную?
- Я не специалист в этой области, но как сказал известный шведский экономист Челль Нордстрём, все что будет оцифровано – будет скопировано, все что будет скопировано – будет растиражировано, все что будет растиражировано – потеряет ценность.
Я убежден, и на этот счет я сделал много публикаций и выступлений, что деньги тоже будут оцифрованы полностью. Да что там, они уже оцифрованы. Дело в том, что в цифровой экономике, где управление ликвидностью экономических агентов выходит на первый план, нет места деньгам, обремененным физическим представлением. Там даже нет места банкам. Это вопрос создания платформ управления ликвидностью людей, компаний и государственных проектов. Деньги в физическом представлении в условиях цифровой экономики – это просто балласт или средство финансирования непрозрачных историй.
- Многие представители старшего поколения до сих пор не умеют пользоваться цифровыми технологиями. Как, на ваш взгляд, можно преодолеть этот барьер? Как сделать цифровую экономику доступной для людей всех возрастов?
- Если цифровая экономика будет внедряться так, как это изначально задумано, продукты и сервисы не будут нуждаться в том, чтобы люди были вынуждены обучаться их использованию. Они будут подстраиваться под клиента, решая его задачу и делая его жизнь более удобной и комфортной. Так что старшее поколение может быть спокойно – в этом смысле жизнь станет проще.