Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Работаем дома: семь советов для тех, кого перевели на удаленку

Удаленная работа может быть приятной и продуктивной. Но потребует самодисциплины. «ПД» собрал рекомендации специалистов, как оставаться эффективным в пижаме и при этом не нарушить границ личного и рабочего времени

Чтобы уменьшить масштабы распространения нового коронавируса и сохранить нервы мнительных сотрудников, многие компании перевели свой персонал на удаленную работу. Эксперты рассказали «ПД», как эффективно трудиться из дома.

Совет №1. Создайте себе рабочее место

Психологи рекомендуют воспринимать работу из дома так же, как и работу в офисе.

«Чтобы никто не мешал и не отвлекал вас, в первую очередь необходимо организовать дома удобное рабочее место. По возможности, уединенное», – пояснила клинический психолог Светлана Скороходова.

Такой же совет дала руководитель пресс-службы компании HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.

«Следует подготовить изолированное и комфортное рабочее место со всем необходимым, а также придерживаться привычного режима с полноценным обедом и короткими перерывами», – сообщила она.

Психолог Софья Кириллова, кроме всего прочего, подчеркнула, что лучше, чтобы рабочий компьютер был отдельным от домашнего.

«На рабочем компьютере можно установить только необходимые программы и настроить ограничения на сайты, которые могут отвлекать от работы, например на социальные сети», – пояснила эксперт.

Директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина считает, что правильная рабочая обстановка настраивает на нужный ритм.

«На первый взгляд может показаться, что работать, лежа на диване, намного удобнее. Но с точки зрения продуктивности это совершенно неэффективно, – заметила эксперт. – Старайтесь проводить рабочие часы в хорошо освещенном помещении без отвлекающих факторов в виде телевизора или радио».

Совет №2. Одежда добавит мотивации 

Если у вас дома настолько уютно, что вы не можете собраться с духом и сесть за работу, то есть один хитрый прием, которым пользуются многие фрилансеры.

«Одевайтесь каждое утро так, как будто вы одеваетесь на привычную работу. Особенно, если у вас запланированы совещания по видеосвязи, – отметила психолог Мария Елец. – Это повысит вашу работоспособность и концентрацию».

Совет №3. Составьте план 

По словам Софьи Кирилловой, большую роль в работе на дому играет умение планировать и выставлять приоритеты.

«Если у человека проблемы с концентрацией, стоит обратить внимание на то, что именно отвлекает и почему это важно, – обратила внимание психолог. – Работа с прокрастинацией не так проста. Любые спонтанные идеи и дела должны быть записаны в отдельный список, а потом включены в план. Так вы сможете решать все вопросы по степени важности и не метаться от одного дела к другому».

Ирина Жильникова посоветовала больше внимания уделить тайм-менеджменту – расписать работу на всю неделю и максимально придерживаться этого плана. Также важно заранее обсудить все рабочие задачи с руководством.

«С непосредственным руководителем нужно очертить круг целей и задач, на которых необходимо сфокусироваться на время вынужденного карантина. Они должны быть понятны и прозрачны, чтобы при дальнейшей оценке эффективности не возникало лишних вопросов со стороны менеджмента компании», – объяснила Ирина Жильникова.

Совет №4. Следите за временем 

Дома время тянется незаметно, поэтому, чтобы перерыв на обед не растянулся на неопределенный срок или работа не захватила вас в плен до глубокой ночи, психологи рекомендуют поставить себе временные ограничения.

Светлана Скороходова советует четко разделить время на работу и на отдых, создать себе временные границы и строго придерживаться их, несмотря ни на что. 

«Здесь, конечно, все индивидуально: возможно, кому-то будет комфортнее поработать три часа, а потом сделать получасовой перерыв. Другому необходимо два часа отдыха, чтобы потом непрерывно работать. В этом вопросе нужно ориентироваться на свои ощущения и возможности», – объяснила психолог.

Психолог Мария Елец отметила, что в домашних условиях очень легко увлечься работой и не заметить, сколько времени прошло.

«Если вам сложно остановиться, то ставьте себе будильник для того, чтобы пообедать. Заканчивайте рабочий день в привычное для вас время. Не задерживайтесь и обязательно выделяйте себе время на отдых. Старайтесь на засиживаться за компьютером и вовремя ложиться спать, потому что от этого зависит не только физическое, но и психологическое здоровье», – напомнила эксперт.

Совет №5. Поддерживайте связь с коллегами 

Как отметила Ирина Жильникова, даже на время карантина нельзя терять коммуникацию с коллегами.

«Лучше быть на связи, обсуждать текущие дела, предупреждать об отсутствии на рабочем месте, например на время обеда, делиться новостями. В этом смысле очень выручают современные средства общения – мессенджеры, группы и так далее», – говорит она.

Юлия Санина также обратила внимание, что переход на удаленную работу – не повод отгородиться от людей.

Она пояснила: «На расстоянии коллегам сложно понять, чем вы заняты, работаете ли вы или смотрите сериал. Можно запланировать делать раз в день звонок с коллективом, во время которого каждый отчитается по задачам».

Совет №6. Установите рамки

Если в рабочее время у вас дома обычно находятся другие члены семьи, то необходимо заранее объяснить им, что не стоит вас беспокоить и отвлекать на домашние дела.

Что же касается детей, которые сейчас в большинстве своем тоже находятся на карантине, то Софья Кириллова советует, чтобы дома находились хотя бы два взрослых человека.

«Важно, чтобы вы могли по очереди заниматься детьми. Иначе уделить должное внимание работе не получится», – подчеркнула она.

Совет №7. Не забывайте про отдых 

Эксперты единогласно заявляют: даже, если вам приходится перенести свою работу домой, это не повод забыть об отдыхе и уделять все свободное время делам. 

«Удаленка экономит на дороге до офиса дополнительные 1-2 часа в день, и многие радостно продолжают все это время работать. Это опасная дорожка, – обратила внимание Юлия Санина. – Заведите себе правило, что после определенного времени вы не работаете и не отвечаете на несрочные запросы коллег».

Мария Елец также напомнила, что не стоит обесценивать свои усилия и лишать себя личного времени.

Отдыхайте вечером и по возможности отключайте рабочие каналы связи после окончания рабочего дня для полноценного переключения внимания, – отметила психолог. – Обязательно дышите свежим воздухом. И если нет возможности выйти погулять из-за самоизоляции, то хотя бы несколько раз в день хорошенько проветривайте комнату».

По словам Ирины Жильниковой, немаловажен и психологический настрой, чтобы все-таки разделять работу и личную жизнь.

«Это непростое время лучше воспринимать как еще одну возможность для развития как личных, так и профессиональных качеств – найти курсы для изучения иностранных языков или чего-то нового, занять себя хобби, посвятить больше времени семье и меньше прокрастинировать», – добавила она.