Автор памятника Даниилу Гранину рассказал, как искусство украсит спальные районы Петербурга

Автор памятника почетному гражданину Петербурга Даниилу Гранину Евгений Бурков рассказал, почему важно продвигать искусство в новых кварталах.
- Над чем сейчас работаете?
- Готовлю проекты скульптуры Петра Чайковского и маршала Дмитрия Устинова. Сейчас проходит конкурсный отбор проектов. Плюс несколько коммерческих заказов. Например, у китайцев крайне популярно советское искусство, они заказывают копии понравившихся скульптур.
- Как вы отнеслись к тому, что памятник Даниилу Гранину установлен не в центре города?
- Мне кажется, это абсолютно правильное решение. С самого начала шло бурное обсуждение выбора места для установки. Многие выражали непонимание, почему Дальневосточный проспект – мол, Гранин же жил в центре! Другие указывали, что рядом библиотека его имени. Так она сегодня здесь, завтра там, а теперь можно быть уверенным, что библиотека останется на своем месте. И все благодаря памятнику.
Мне звонили местные жители, благодарили, что украсил их район, это действительно важно для людей. Ключевую роль для размещения памятника именно там сыграло мнение дочери писателя Марины Чернышевой-Граниной. Она сказала: «Давайте в центре оставим место для детских площадок и парков».
Хотелось бы отметить, что в советское время монументальное искусство было неотъемлемой частью любого строительства. Возводили жилые дома – и на фасаде, на прилегающей территории всегда присутствовало искусство. Это не только украшало территорию, но создавало центр культурного и социального притяжения. В современных же спальных районах довольно сложно найти такие точки. Там мало прекрасного.
Надо понимать, что искусство – это не просто объект, который кто-то слепил или нарисовал. Когда человек растет среди искусства, он учится воспринимать его, понимать глубину культуры и эстетики. А если этого нет, он вырастает неспособным оценить прекрасное.

- Во время работы над памятником Гранину вы читали его произведения?
- Меня поразила его «Блокадная книга». Читал его интервью, смотрел документальные фильмы.
Для меня Гранин – философ, историк, даже слово не могу подобрать. Работая над скульптурой, ты стараешься понять характер своего героя, его образ мышления, чтобы максимально точно передать образ. Кто знал Гранина, говорят, что получился именно он. Сейчас, даже работая над другими проектами, я включаю аудиокниги Гранина. Это был очень глубокий человек!
- Как начинается работа над новым памятником?
- Прежде всего необходимо приехать на место, где будет стоять скульптура. Увидеть все своими глазами, прикинуть, как ее лучше всего вписать в окружающую местность. Потом начинается работа с эскизами, корректируются детали. При разработке проекта памятника Гранину скульптура претерпела некоторые изменения от первоначального варианта. Немного изменили форму книги и решили, что пиджак должен быть расстегнут: так выглядит естественнее.
- Сколько времени в среднем уходит на работу?
- Сейчас работа скульпторов строго привязана к срокам сдачи. Сначала несколько месяцев идет согласование проекта – бывает и до года. А потом тебе говорят: «Через месяц выдайте готовую работу!» Впрочем, наверное, это не только в скульптуре.
- Какие еще темы вам интересны и близки?
- Основная тема – дохристианская былинная Русь. Например, одна из первых моих работ на эту тему – «Микула Селянинович». Это выразительный образ мощного русского богатыря, передающий идею полного единства человека с землей, слияния со своей родной средой. А в работе «Язычница» я постарался передать бурное движение. Она стоит на носке одной ноги, руки подняты вверх и придерживают струящиеся потоки волос: она вся порыв и нега.
Вообще мне хотелось бы, чтобы появлялось больше исторических памятников, связанных с корнями нашего народа. Тема дохристианской Руси практически не рассматривается в школе, где больше внимания уделяют Древнему Египту, западному искусству. А как же наши истоки? У нас очень богатая история, а мы ее почему-то задвигаем на задний план.
- Что бы вы посоветовали молодому скульптору?
- Главное – не увлекаться коммерцией, это затягивает многих. Заточенный только под продажи скульптор никогда не создаст чего-то великого и стоящего. Хотя совсем без таких заказов тоже никак, нужен некий баланс, который каждый определяет для себя сам.
СПРАВКА:
100 лет исполнилось 1 января 2019 года со дня рождения писателя Даниила Гранина. Открытие памятника на Дальневосточном проспекте стало одним из ключевых событий юбилейного года.
Бронзовая фигура Даниила Гранина расположена на высоком гранитном постаменте. Писатель изображен сидящим в кресле в окружении книг и журналов. Проект памятника был выбран по итогам международного открытого творческого конкурса. В общей сложности на него было представлено 28 проектов.