Как инфопандемия влияет на коронавирус
В социальных сетях и некоторых СМИ со скоростью вируса распространяется фейковая информация о COVID-19 со ссылкой на якобы достоверные источники, смысл которой – «мы все умрем».
Видео- и аудиосообщения, записи в мессенджерах и жуткие картинки «умирающих» прямо на улице «коронавирусных» пациентов сопровождаются объединяющим ужасом: власти все скрывают, хватайте баулы и бегите за туалетной бумагой (гречкой, антисептиками, белыми простынями). Зачем это делается, кому выгодно и что мы имеем на самом деле?
Ложь на фоне березок
«Готовьтесь к минимум двухнедельному карантину, купите продукты, чтобы из дома не выходить. На следующей неделе закроют все авиаперелеты, железнодорожное сообщение, метро, школы, детсады, торговые центры, отменят все массовые мероприятия. Будет карантин в стране, потому что в России вылечиться невозможно», – примерно такое очередное сообщение собирает тысячи просмотров в соцсетях.
Автор, ссылаясь на некие достоверные источники в городской администрации, (больнице, министерстве) призывает к немедленной скупке всего, что можно съесть и выпить, и настаивает на том, что (цитата) «вылечиться в российских условиях невозможно». «Спасают только аппараты ИВЛ, но их нет. Врачи ничего не могут и не умеют. Продукты кончаются, запасов нет».
Звучит страшно. Действительно, страшно.
«Эта ситуация прекрасно показывает, как говорил когда-то Михаил Горбачев, кто есть ху, – считает журналист, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. – Мы видим, что происходит на Западе. Там масса проблем, но люди устраивают мощные флешмобы, чтобы поддержать друг друга, как могут. А в России ситуацию пытаются целенаправленно раскачивать провокаторы, которые, как правило, находятся как раз за пределами страны. Часть IP-адресов, откуда производится рассылка, показывает, что наша пятая колонна ждала своего часа и дождалась. Мы видим обилие фейков, которые каждый день вбрасываются, чтобы усилить панические настроение. Для чего? Чтобы подорвать социальную стабильность. Это идет по разным регионам, с разной тематикой. Но сейчас всех объединил коронавирус. Мы имеем дело с информационной пандемией, я называю ее инфодемия. Это делается для того, чтобы расшатать ситуацию в стране и привести к тяжелым и необратимым, как бы они хотели, последствиям».
Как отмечает Леонид Армер, руководитель Молодежной службы безопасности (МСБ), не один год занимающийся борьбой с распространением фейков, пройти мимо темы коронавируса паникеры просто не могли.
«В данном случае это паникерство построено на описании крайних мер, худшего сценария», – говорит Армер.
Есть и пример «обратного фейка», когда появляются сообщения вот такого содержания:
«Смотрела, как предсказатель один сказал, что в Китае, где начался этот вирус, пошел дождь, и он смоет вирус, и все останется в прошлом. Да и не было никакого вируса, просто обман. Я не верю». И ряд подобных сообщений, ссылающихся на то, что все, мол, политические игры, а вируса как бы и не было.
«Люди, которые реагируют на такие сообщения и, что еще хуже, пересылают их родным и знакомым, показывают свою глупость и необразованность, – акцентирует внимание Армер. – Причем любопытно, что, «переезжая» из города в город, из страны в страну, эти истории неоднократно корректируются, обрастают новыми деталями».
По словам Александра Малькевича, любой человек может сделать собственное селфи в белом халате на фоне березок, представиться врачом, смертельно зараженным инфекцией, но пытающимся сказать правду всему миру, и рухнуть замертво под эти самые березки.
«Популярный заход: власть все скрывает. Эта методичка работает в любом фейке. И это хорошо заходит, потому что люди где-нибудь в глубинке не имеют понятия, что это – фейковая структура. Достаточно назвать как-нибудь громко: «Российские врачи с важной информацией о коронавирусе», и люди начинают смотреть. К сожалению, у нас недостаточно сформирована здоровая альтернатива. Мы должны лживую повестку перебивать десятикратно, в том числе со стороны властей. И причем не хватает как позитивной повестки, так и жестких мер по отношению к паникерам и фейкометам. Мы находимся в состоянии двойной войны: информационной и с коронавирусом».
Что на самом деле
Доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии СЗГМУ им. Мечникова Алексей Яковлев убежден: Санкт-Петербург абсолютно подготовлен к пандемии:
«Наши врачи готовы. Более того: наши врачи давно работают с такими тяжелыми пневмониями. Что касается и врачей и инфекционистов и в Боткинской больнице, и в больнице Св. Георгия, и во Введенской больнице – они все знают и работают. Что касается количества аппаратов ИВЛ, то тут ситуация в каждом регионе складывается по-своему, но в нашем городе они точно есть, как есть и подготовленные кадры реаниматологов, которые могут обеспечить весь объем помощи», – говорит Алексей Яковлев.
По словам доктора медицинских наук, для большинства заболевших главное – как можно раньше начинать терапию, давать кислород.
«Главное – не доводить их до состояния, когда потребуется искусственное дыхание или экстракорпоральная оксигенация. Это вопрос тактики ведения пациента. В больнице Боткина на Пискаревском, 49, кислород подведен во все боксы, а их больше 200. Там изначально все было продумано, поэтому такая помощь может быть оказана везде», – уверяет бывший главврач Боткинской больницы.
Что касается запасов продовольствия для мегаполиса, то и тут у фейкометов не все получилось. По словам председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Кирилла Соловейчика, сейчас в городе нет никаких проблем с продовольствием, склады заполнены, весь ассортимент присутствует.
Напомним, по состоянию на сегодняшний день в Петербурге официально подтверждено 7 случаев коронавирусной инфекции у жителей города и один – у жителя Ленинградской области. На карантине находятся 238 человек.