Яндекс.Метрика
  • Елена Боброва

Елена Боброва: «У каждого зрителя фильма «На Луне» будет свой финал»

Обозреватель «ПД» – о проекте Станислава Говорухина, который подхватил Егор Кончаловский
Фото: «Петербургский дневник»

Почти два года назад умер Станислав Говорухин, не успев завершить один фильм. По эмоциональному накалу он вряд ли был бы близок знаменитому «Ворошиловскому стрелку» с его самосудом. Но по попытке отзеркалить день сегодняшний – есть общее. Но не успел. Проект, к счастью, не оказался брошенным, его подхватил Егор Кончаловский. Итог: фильм «На Луне» недавно вышел в прокат.

Он про типичного представителя золотой молодёжи поколения Z, который однажды и вовсе сорвался с катушек, ну как же: «сверхчеловек, а не тварь дрожащая, право имею, что старушек резать, что людей давить». Ладно, старушек мажор не резал, а человека сбил. На перевоспитание молодой человек был отправлен в глухие леса к суровому отшельнику, который, конечно же, никакой не Макаренко, а даже совсем наоборот, с весьма темным прошлым.

Кому-то зачин напомнит «Холопа». Только там про то, что и из мажора можно сделать человека, рассказано весело и задорно, и это принесло ему рекордные 3 миллиарда. «На Луне» повезло меньше. Никакой рекламной суеты, никаких популярных красавцев-сербов на экране (лишь матерый Александр Балуев, радость для тех, «кому за…», дебютант Иван Архангельский да никому неведомый узбек Сейдулла Молдаханов), никакой деревенской любви, да и название — обманка. Оказывается, Луна – это место, затерянное где-то в лесах необъятной нашей родины. В итоге всего 50 сеансов по Питеру.

Остается надежда на стриминг-каналы, что они не пропустят это действительно хорошее, вдумчивое кино с месседжем, что человек все-таки не рождается скотиной, хотя нас и убеждают в этом с удивительной настойчивостью. Апофеоз на сегодняшний день – даже не оскаровское торжество «Паразитов», а показ на сверхлояльном Берлинском кинофестивале монструозного «Дау» Ильи Хржановского, где сплошь абьюз, харрасмент и вообще всякого рода насилие, от которого затошнило даже всякого уже навидавшихся кинокритиков. Если кто сомневался, что мы несём миру угрозу, то после фильма Хржановского-мл. (с трудом веришь, что это его папа такие чудные мультики снимал) все сомнения развеются, как пыль после дождя: да, скифы мы, с раскосыми и жадными очами...

А «На Луне» несет надежду в хомо сапиенса. Вот только, чтобы человек стал человеком, похоже, его надо вырывать из digital-социума и отправлять хоть на Луну, хоть в леса, хоть в прошлое. Чтоб не набивал эсэмэски «Зая, я убила мента» и не получал полтора миллиона, изображая неутешную вдову на ток-шоу на следующий день после нелепой смерти мужа в сухом льду.

Финал «На Луне» открытый. У раскаявшегося мажора, а вместе с тем и у зрителя выбор: посадить его на нары, оставить в лесах бог знает насколько или дать улететь в Париж за новой жизнью. Как заметил Егор Кончаловский, «каждый сможет принять финал в меру своей совести…»