
Елена Боброва: «У каждого зрителя фильма «На Луне» будет свой финал»

Почти два года назад умер Станислав Говорухин, не успев завершить один фильм. По эмоциональному накалу он вряд ли был бы близок знаменитому «Ворошиловскому стрелку» с его самосудом. Но по попытке отзеркалить день сегодняшний – есть общее. Но не успел. Проект, к счастью, не оказался брошенным, его подхватил Егор Кончаловский. Итог: фильм «На Луне» недавно вышел в прокат.
Он про типичного представителя золотой молодёжи поколения Z, который однажды и вовсе сорвался с катушек, ну как же: «сверхчеловек, а не тварь дрожащая, право имею, что старушек резать, что людей давить». Ладно, старушек мажор не резал, а человека сбил. На перевоспитание молодой человек был отправлен в глухие леса к суровому отшельнику, который, конечно же, никакой не Макаренко, а даже совсем наоборот, с весьма темным прошлым.
Кому-то зачин напомнит «Холопа». Только там про то, что и из мажора можно сделать человека, рассказано весело и задорно, и это принесло ему рекордные 3 миллиарда. «На Луне» повезло меньше. Никакой рекламной суеты, никаких популярных красавцев-сербов на экране (лишь матерый Александр Балуев, радость для тех, «кому за…», дебютант Иван Архангельский да никому неведомый узбек Сейдулла Молдаханов), никакой деревенской любви, да и название — обманка. Оказывается, Луна – это место, затерянное где-то в лесах необъятной нашей родины. В итоге всего 50 сеансов по Питеру.
Остается надежда на стриминг-каналы, что они не пропустят это действительно хорошее, вдумчивое кино с месседжем, что человек все-таки не рождается скотиной, хотя нас и убеждают в этом с удивительной настойчивостью. Апофеоз на сегодняшний день – даже не оскаровское торжество «Паразитов», а показ на сверхлояльном Берлинском кинофестивале монструозного «Дау» Ильи Хржановского, где сплошь абьюз, харрасмент и вообще всякого рода насилие, от которого затошнило даже всякого уже навидавшихся кинокритиков. Если кто сомневался, что мы несём миру угрозу, то после фильма Хржановского-мл. (с трудом веришь, что это его папа такие чудные мультики снимал) все сомнения развеются, как пыль после дождя: да, скифы мы, с раскосыми и жадными очами...
А «На Луне» несет надежду в хомо сапиенса. Вот только, чтобы человек стал человеком, похоже, его надо вырывать из digital-социума и отправлять хоть на Луну, хоть в леса, хоть в прошлое. Чтоб не набивал эсэмэски «Зая, я убила мента» и не получал полтора миллиона, изображая неутешную вдову на ток-шоу на следующий день после нелепой смерти мужа в сухом льду.
Финал «На Луне» открытый. У раскаявшегося мажора, а вместе с тем и у зрителя выбор: посадить его на нары, оставить в лесах бог знает насколько или дать улететь в Париж за новой жизнью. Как заметил Егор Кончаловский, «каждый сможет принять финал в меру своей совести…»