Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Прямиком из Берлинале: «Пиноккио» Маттео Гарроне

«ПД» рассказывает о самой жуткой детской сказке, созданной одним из лучших режиссеров Италии

«Пиноккио» – редкий фильм, который прошмыгнул в отечественный прокат почти сразу после гала-премьеры на Берлинском кинофестивале 2020 года. Знаменитая сказка, экранизированная режиссером Маттео Гарроне, уже имела успех в Италии, заработав приличную кассу, а теперь ее сможет оценить и российский зритель.



«Пиноккио», а не «Буратино»

Сюжет сказки, придуманной в конце XIX века Карло Коллоди, известен почти всем европейским жителям, но в России он получил популярность под другим именем. Благодаря вольному пересказу Алексея Толстого Пиноккио превратился в Буратино, плотник Джепетто в папу Карло и так далее.
   
Впрочем, эти истории все равно чем-то похожи. Перед нами итальянская деревушка, в которой в полной нищете живет столяр Джепетто. У мужчины нет семьи и даже монетки на кусок хлеба. Однажды Джепетто встречает по пути бродячий цирк и решает сделать деревянного человечка: чем не способ заработка? Вот только в руки мастера попадает волшебное полено, которое в прямом смысле этого слова оживает, превращаясь в мальчика. Джепетто объявляет всем землякам, что у него наконец-то появился сын, но капризный деревянный подросток вскоре сбегает из дома и пускается в долгое и опасное путешествие.

Главное отличие произведения Коллоди от творчества Толстого – отсутствие «золотого ключика». В итальянском варианте нет никаких волшебных предметов, способных быстро наладить жизнь нашим героям. Таким образом, Пиноккио приходится добиваться всего самостоятельно, через пот и слезы. Ведь в противном случае он обязательно станет жертвой Поля дураков и мошенников.

Мечта Гарроне

Маттео Гарроне никогда не скрывал, что давно хотел экранизировать «Пиноккио». На премьере фильма в Берлине он признался, что в детстве даже воображал себя этим героем.

«А потом я сам стал папой Джепетто и мог наблюдать, как мой ребенок мне врет, пытаясь загладить сделанное. Как видите, вся эта история, придуманная Коллоди, мне близка», – добавил Гарроне в одном из интервью.

Стоит отметить, что кино для детей 51-летний Гарроне никогда не снимал. Публика знает его по «взрослому», жесткому кино, в котором режиссера клонит к черному юмору и даже саспенсу. Одна из его самых известных работ – криминальная драма «Догмэн» получила два приза Европейской киноакадемии, а также попала в Петербург на фестиваль «Послание к человеку» в 2018 году.

Другие фильмы Гарроне тоже всегда пользовались популярностью у критиков, к примеру, «Гоморра» получила Гран-при на Каннском кинофестивале. Аналогичный приз, но уже через пару лет, достался и его «Реальности». В 2015 году он уже пытался в собственной манере интерпретировать ряд фольклорных сюжетов в фильме «Страшные сказки» с Сальмой Хайек и Венсаном Касселем, но тогда рейтинг у проекта был «16+», у «Пиноккио» – только «6+». Это и пугает больше всего.

Экранизации и Роберто Бениньи

Несложно догадаться, что «Пиноккио» стал еще популярней после первой экранизации сказки Коллоди на больших экранах. Первым до этого в 1940 году додумался Уолт Дисней. Этот мультфильм стал лишь вторым полнометражным проектом для одноименной студии, а песня When You Wish Upon a Star считается одним из хитов 40-х годов минувшего века и заслужила премию «Оскар».

Забавно, что в СССР Диснея опередили. Конечно, это уже был «Буратино», но вышел он в 1939 году. Проект был частично игровым, а частично – кукольным мультфильмом, в котором голос главному герою подарил Георгий Вицин. Ну а культовыми стали «Приключения Буратино» 1975 года под режиссурой Леонида Нечаева и с Алексеем Рыбниковым в кресле композитора.

Вернемся к примерам «Пиноккио». После вариации Диснея экранизации сказки посыпались, как из рога изобилия. Деревянный мальчик даже становился персонажем фильма ужасов в «Плохом Пиноккио» и попадал в популярные сериалы, к примеру «Однажды в сказке».

Отдельного упоминания заслуживает экранизация 2002 года Роберто Бениньи, куда более известного по фильму «Жизнь прекрасна», завоевавшему пару «Оскаров» в 1999 году. «Пиноккио» от Бениньи критикам совсем не понравился, но актер все равно с большим энтузиазмом принял предложение Гарроне сыграть Джепетто в его фильме.

Кстати, Гарроне поблагодарил Бениньи за помощь в работе над «Пиноккио», назвав его самым популярным актером Италии и отличным режиссером. «Это он заставил меня все время думать о том, как фильм будут воспринимать дети», – сказал постановщик.

Показывать ли детям?

В Италии «Пиноккио» Гарроне выпустили под Рождество, как настоящий подарок. Большинство зрителей были в восторге, да и критики хвалили режиссера за бережное отношение к местной классике. За праздничные выходные «Пиноккио» успел собрать под 10 миллионов долларов, но тут в первую очередь сказался менталитет, а не качество этой «детской» работы Гарроне.

«Пиноккио» оказался весьма жутким произведением. Конечно, что-то Гарроне забрал из иллюстраций к сказке различных годов, но ряд образов постановщик вылепил сам, окружив их мрачностью, страхом и тьмой. Скорее всего, для рейтинга «6+» это ошибка, которую уже сложно исправить.

С другой стороны, персонажи «Пиноккио» имеют куда больше смысла и грации, чем голливудские «Кошки», которые претендовали почти на все номинации «Оскара-2020», а затем попросту были высмеяны за плохую работу гримеров и графиков. У Гарроне нет подобного провала. Это сочная картинка, в которой фольклорные персонажи максимально «осовремениваются», часто создавая отталкивающий эффект.

Вот взрослым «Пиноккио» может понравиться куда больше. Гарроне и тут не удержался от высмеивания социально-политических проблем. В оригинальном тексте Коллоди уже были недвусмысленные намеки на жизненную позицию автора, которую можно сравнить только с другим итальянским мастером – Джанни Родари, но Гарроне максимально гиперболизировал эти отсылки. Вдоволь покритиковав судебную систему и институт образования, «Пиноккио» опять вернулся к детской сказке, которая за два часа экранного времени так и не смогла стать по-настоящему семейным кино.

«Пиноккио» в кино с 12 марта.

Закрыть