Павшие, но живые: в Петербурге вспомнили поэтов, которые не пережили войну
Сказать о Великой Отечественной войне что-то новое весьма сложно, но у третьего курса факультета актерского искусства и режиссуры Российского института сценического искусства (РГИСИ) получилось. Экзаменационный спектакль «Павшие, но живые» рассказывает, что война сделала с теми, кто вообще не должен браться за оружие. В честь 75-летия Победы постановка выйдет за пределы ВУЗа, чтобы ее могли увидеть как можно больше людей.
Поэт в России больше, чем поэт
Спектакль «Павшие, но живые» рассказывает о судьбе девяти поэтов, погибших на войне. Зрителям напомнили, как Алесандру Занадворову предлагали работу на заводе, но его не устраивало звание труженика тыла. Он ушел на фронт добровольцем и погиб в ноябре 1942 года. Всеволода Багрицкого не пускали на фронт из-за сильной близорукости, однако он добился распоряжения о своей отправке на фронт и умер в феврале 1942-го.
Засиживаться в запасных не пожелал и Иосиф Уткин. Он попал на фронт сразу после начала войны, но осколок мины лишил его четырех пальцев. Израненная права рука была уважительной причиной для того, чтобы не возвращаться на фронт, однако Уткин буквально заставил врача подписать разрешение, и вернулся на поле боя. Он погиб в ноябре 1944 года.
Поэтесса Елена Ширман не пережила встречу с карателями. Ее жестоко убили в июле 1942 года, а за сутки до этого она видела, как расстреливали ее родителей. Наиболее известными стали ее последние и по названию, и по очередности стихи. Человек, которому она их писала, умер раньше нее на полгода.
Невероятно тяжело было смотреть на сценку о Миколе Сурначеве, который совсем чуть-чуть не дожил до Победы – погиб 20 апреля 1945 года под Берлином. Перед смертью он успел написать письмо матери, пообещав ей вернуться в ближайшее время. Когда счастливая старушка читала письмо, ее сын был уже мертв.
Самой страшной и поразительной историей спектакля стала зарисовка о Мусе Джалиле, который будучи членом подпольной организации, помогал военнопленным бежать из концлагеря. Его жестоко казнили в августе 1944 с помощью гильотины.
Зрители также узнали о не менее трагичных судьбах Юрия Инге, Леонида Шершера и Джека Алтаузена. Корреспондент «ПД» присутствовал только на генеральной репетиции «Павших, но живых», и даже тогда на глазах немногочисленных зрителей наворачивались слезы. По заверениям режиссера постановки – профессора Валентина Сошникова – на премьере плакали почти все.
На стыке искусств
Поскольку над постановкой работали будущие режиссеры, зрители увидели не привычный спектакль, а симбиоз театрального, кино- и вокального искусства. Театрализованные истории поэтов перемежались видеовставками и военными песнями, написанными уже после Победы. «Мы специально выбирали не самые узнаваемые композиции, чтобы зрители не начинали привычно грустить на словах про огонь в тесной печурке», – рассказал Сошников.
Никто из студентов не занимается вокалом профессионально, однако режиссер поставил им задачу «не соврать». «Отсутствие голоса – это ничего, а вот без слуха режиссера быть не может. Они должны петь так, чтобы зритель им верил. И им это удалось», – пояснил Валентин Сошников.
Одна из участниц постановки Анастасия Куликова призналась, что работать над спектаклем было непросто. «Нас всего девять человек, а мы должны были играть роли, петь, работать со светом и звуком, снимать, монтировать. Очень много времени ушло на то, чтобы выбрать поэта, изучить его природу и творчество. На сцене многим было непросто переключаться – вот ты стоишь и поешь, а через минуту надо быть в образе», – рассказала девушка.
Анастасия Куликова призналась, что до работы над спектаклем знала гораздо меньше. «Я была режиссером новеллы, посвященной Юрию Инге, и к своему стыду раньше его стихов не читала. Теперь я знаю, каким интересным человеком он был, а стихотворение «Колыбельная» стало моим самым любимым», – сообщила она.
Работа над спектаклем началась в конце октября 2019 года, однако моральная подготовка к нему – гораздо раньше. «Идею этого спектакля я вынашивал много лет. В 60-е годы великий режиссер Юрий Любимов в Театре на Таганке поставил спектакль «Павшие и живые», в котором рассказывались истории и погибших, и выживших поэтов. Мне же захотелось сфокусировать внимание зрителей на тех поэтах, которые с войны не вернулись. Поэт жив, пока помнят его произведения, поэтому надо чаще вспоминать стихи погибших», – рассказал Валентин Сошников.
Профессор напомнил, что помимо всего прочего в 2020 году будет отмечаться 75-летие Победы. «Я помню, как на 50-летие Победы во всех театрах появились военные постановки, снимались фильмы, журналисты активно освещали все эти победы. А сейчас, что? Ни одного спектакля и фильма, хотя до праздника осталось всего два месяца. Такой событие нельзя пропускать и замалчивать, мы должны помнить об этом бессмертном подвиге наших предков», – сказал Сошников.
Впрочем, как минимум, уже два частных театра заинтересовались постановкой, поэтому преподаватели и студенты РГИСИ будут не единственными зрителями.