Дизайнер Елизавета Пискунова о современном искусстве: «Сейчас такой век, когда нужно говорить, кричать, создавать какой-то манифест»

– Вы всегда хотели стать дизайнером?
– Не совсем. В детстве я мечтала быть архитектором, проектировать дома и заниматься средовым дизайном. Училась я в лицее №190, который как раз при Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, у нас были преподаватели оттуда, поэтому меня хорошо подготовили. Чтобы у меня был выбор, перед поступлением я параллельно начала ходить на подготовительные курсы по текстилю. Но это немного одностороннее направление, а я мыслю более пространственно. И хоть у меня не сложилось с дизайном среды, я смогла перенести свои навыки с текстиля на костюм. Поэтому я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна на специальность «дизайн костюма» и уже через какое-то время начала активно работать с историческими и театральными костюмами, а также запускать свои коллекции.
– Когда вы создали первую коллекцию?
– Еще в школе я делала серии нарядов, но это были даже не коллекции, а размышления на тему экологии, которая меня волнует. Первые два года в университете я делала какие-то небольшие промежуточные коллекции, а потом меня пригласили в Сергиев Посад – создать костюмы для спектакля в «Театральном Ковчеге». Затем были постановки в «Чехов-центре» на Сахалине и в петербургском ТЮЗе имени А.А. Брянцева. На данный момент я сделала костюмы уже для пяти спектаклей, три из которых исторические и два детских. Но мой первый большой опыт работы именно с модными тенденциями – это, конечно, коллекция «Фаберже».
– Расскажите о ней подробнее.
– Около года назад меня как молодого дизайнера пригласили создать коллекцию к 10-летию Музея Фаберже в Баден-Бадене. На ее создание ушло чуть больше трех месяцев – каждый костюм в коллекции относится к конкретному ювелирному изделию Фаберже, в частности и к тем, что находятся в музее.
Потом с этой коллекцией я стала принимать участие в различных международных конкурсах, участвовать в показах. И вот не так давно впервые подала заявку на петербургский конкурс «Адмиралтейская игла».
– А над чем работаете сейчас?
– Я учусь на выпускном курсе университета и в данный момент делаю свою дипломную коллекцию. По стилистике она такая же романтизированная, в ней будут в основном платья и нарядные вечерние образы. Но тема уже совсем другая – принятие себя. Сейчас это модно называть бодипозитивом, но мне не нравится этот термин. Эта коллекция будет посвящена теме врожденных кожных изменений и принятия своих особенностей. Сначала я представлю ее на защите диплома в июле, а потом планирую принять с ней участие в каких-нибудь конкурсах.
– Не жалеете, что не стали архитектором?
– Я считаю, что это очень хороший и правильный путь для меня. Я могу работать как с архитектурой, о которой так долго мечтала, так и с любыми другими формами, вдохновляться ими и создавать что-то новое.
У меня, например, есть работа, созданная по мотивам католического собора Богоматери в итальянском городе Сиракузы, и она полностью сделана из строительных материалов. То есть традиционные ткани при этом не использовались. Я считаю, что это довольно сильная перекличка. Мне нравится создавать что-то необычное. Еще я увлекаюсь экологией, поэтому делаю какие-то апсайкл-вещи из неперерабатываемых материалов, мне это интересно.
– Вы, как очень юный дизайнер, столкнулись с какими-то трудностями?
– Если только с недостатком опыта, но на первых парах у всех есть такая проблема. На мой взгляд, чтобы получить опыт, нужно не бояться, а сразу начинать работать. Обучение в университете нужно подкреплять большим количеством практики, это сильно помогает. Сейчас, делая свою дипломную работу, например, я могу смотреть на результат с разных точек зрения, основываясь не только на теоретических знаниях, но и опираясь на свой личный опыт в театре и на подиуме.
– Как относятся к вашему успеху родители?
– Я из творческой семьи, поэтому родители меня очень поддерживают. Папа у меня сам художник-стенограф, мы даже делали с ним вместе несколько спектаклей в «Чехов-центре». Мы с отцом хорошие друзья, поэтому легко срабатываемся и всегда приходим к общему мнению. Он всегда помогает мне советом. Конечно, я очень благодарна родителям за поддержку, без них я бы ничего не смогла.
– Елизавета, какие планы у вас на ближайшее будущее?
– Я бы хотела получить опыт учебы и работы где-нибудь за рубежом. Но мне все-таки больше нравится театр, крупные постановки на большой сцене. И, возможно, я бы даже хотела работать в театре постоянно.
Хотя работать как дизайнер и выпускать коллекции каждый сезон я не готова, все же в театре не всегда получается сказать то, что хочется, что волнует. Зато это можно выразить в моде. У меня есть много идей, и я уверена, что выпущу еще много коллекций, но мне кажется, они будут более локальные.
Театр и дизайн – это, конечно, абсолютно разные вещи. Этапы работы выглядят одинаково: ты создаешь эскизы, подбираешь материал и работаешь с ним. Но мир театра и мир моды – это абсолютно два разных направления, которые не так просто совмещать. Но это захватывает.
– Что можете сказать о современных тенденциях моды?
– Сейчас мода стала настолько разноплановой, создается много всего нового или, наоборот, с отсылками к истории. Мои работы скорее привязаны не к тренду, а к какой-то идее, мысли. Это совсем разные картинки. Я трудно общаюсь с какими-то современными формами типа оверсайз или кэжуал – для меня это повседневная одежда. Я больше сосредоточена на фантазиях – мне нравится создавать наряды, которые не наденешь в повседневной жизни.
– На ваш взгляд, искусство должно быть эстетичным или все же раскрывать какие-то социальные проблемы?
– Для меня эстетическое искусство – это скорее классика. Когда ты идешь в музей, смотришь классическую постановку, когда у искусства есть глубокая история. Современное же искусство все больше и больше сосредоточено на социуме. Видимо, сейчас такой век, когда нужно говорить, кричать, создавать какой-то манифест. Особенно стрит-арт в этом развит. Для меня все это направление искусства – один большой манифест.
Меня, например, терзают многие социальные вопросы. И, возможно, есть люди, до которых это можно донести не только статьей или постом в Интернете, а через искусство, через костюм.
Даже те девушки, с которыми я работаю в своем дипломном проекте, признаются, что открывают новые моменты в принятии себя, говорят мне спасибо за то, что им стало комфортнее в своем теле.