Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Более полумиллиона экспонатов: о чем рассказывают раритеты в Музее музыки

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, история которого насчитывает уже более 110 лет, недавно открыл в Шереметевском дворце сразу три новых зала постоянной экспозиции. А какие предметы хранит в своем кабинете директор музея Наталья Метелица?
О чем рассказывают раритеты в Музее музыки Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Музей театрального и музыкального искусства – вроде русской матрешки: достанешь одну, а там еще несколько. Это – Театральный музей, экспозиция которого посвящена истории российского и мирового театра; Шереметевский дворец – Музей музыки, в котором рассказывается о семье и быте графов Шереметевых и экспонируется крупнейшая в стране коллекция музыкальных инструментов; Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова; Дом-музей Ф.И. Шаляпина и Музей-квартира актеров Самойловых.

Всего в фондах и коллекциях музея хранится более полумиллиона экспонатов. Это больше, чем в Русском музее. И большинство из них уникальны. Конечно, увидеть все раритеты разом невозможно. Поэтому в музее постоянно устраиваются выставки, издаются каталоги и книги.

Так, первая большая выставка в Париже состоялась в 1991 году. Она называлась «Ив Сен-Лоран представляет: искусство балета в России» и имела колоссальный успех. А запомнилась еще и потому, что уехали музейщики из Ленинграда, а вернулись в Петербург.

О чем рассказывают раритеты в Музее музыки Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

«Мы привезли в Париж 1013 экспонатов, более 100 костюмов. Французы были потрясены работой мастерской императорских театров. Они восторгались: от-кутюр, от-кутюр! И действительно, это изумительно тонкая работа», – вспоминает директор музея Наталья Метелица.

Выставки музея добрались даже до Австралии. Здесь представили одного из самых востребованных на Западе художников-аван­гардистов – Казимира Малевича.

«У нас 20 эскизов к футуристической опере "Победа над солнцем". Мы здесь монополисты, потому что больше театральных работ он не делал», – пояснила директор.

А в США случилась и вовсе удивительная история. Там на выставку пришла Тамара Жева – известная бродвейская танцовщица, первая жена Джорджа Баланчина и дочь Левкия Жевержеева, одного из основателей музея, который передал ему в дар часть своей ценнейшей коллекции. Балерина была потрясена тем, как бережно и трепетно в петербургском музее хранят память о ее отце.

О встречах со знаменитыми людьми рассказывает облаченная в старинную раму доска, на которой они оставляли автографы.

«Есть даже подпись Николая Бенуа, которого я еще застала. Приносила ему варенье из рябины, он его очень любил», – рассказала Наталья Метелица.

Также на доске можно увидеть пожелания и подписи режиссера Юрия Любимова, художника Павла Каплевича, артиста балета и хореографа Владимира Васильева и других представителей культуры и искусства.