«В документе не правила игры в «Зарницу»: о деле «Сети»

«Марсово поле»
На скамье подсудимых – двое: Виктор Филинков и Юлий Бояршинов. Филинков свою вину не признает. Бояршинов ранее в суде признался, что хранил дома порох и участвовал в террористическом сообществе.
Третий участник ячейки, Игорь Шишкин, в январе 2019 года был приговорен к 3,5 года колонии. Он заключил сделку со следствием и дал развернутые показания. Позже в его адрес звучали обвинения в предательстве. По словам Шишкина, в «Сети» он состоял очень недолго и перестал общаться с ее участниками, как только понял, что сообщество ставит радикальные цели.
О том, чего хотели молодые ребята в Пензе и Петербурге, можно судить по так называемому своду «Сети» – своеобразному уставу организации.
Свод «Сети»
Согласно документу, члены «Сети» видят необходимость в создании сети отрядов. Что это за отряды, говорится далее при описании их структуры. Так, одним из подразделений «Сети» является «сцеп» – «боевая тройка».
В документе прописываются даже такие частности, как, например, то, что морально-психологическая подготовка «бойцов» должна проводиться с помощью просмотра так называемых «снаффов» – снятых на любительское видео реальных убийств и изнасилований. Тактика действий членов организации предполагает также умышленное введение в заблуждение спецслужб, которые могут за ними следить.
Довод защиты
По словам адвоката Виталия Черкасова, свод «Сети» нельзя признавать уставным документом организации, поскольку он не имеет законченной структуры и оформления, не разделен на параграфы и главы, содержит повторяющиеся части и даже фрагменты личной переписки.
Все это, отметил адвокат, не позволяет определить социально-психологическую направленность текста, выделить в нем проблематику экстремизма и формулируемые у адресата установки. В этой связи, настаивает защитник, нет оснований говорить, что в своде «Сети» последовательно развивается тема подготовки к ведению насильственных действий.
О стратегии и тактике
«Для меня очевидно, что это документ, регулирующий деятельность незаконного экстремистского и террористического сообщества. Главная его цель – регулирование стратегии и тактики проведения террористических и диверсионных мероприятий», – считает юрист Илья Ремесло. По его словам, в документе «речь не о безобидной игре в "Зарницу"».
«При этом важно, что по существу данный документ адвокатами обвиняемых не оспаривается, вместо этого они пытаются путем процессуальных уловок оспорить экспертизы этого документа», – отметил юрист Ремесло.