Екатерина Гиндина: происхождение архитектурных объектов
Один из разделов экспозиции так и называется: «Происхождение формы». Там, рядом с макетом вокзала «Олимпийский парк» (это в Сочи), мы видим огромного альбатроса (ни одна птица не пострадала). Какой путь проделала мысль проектировщика, преобразившая одно в другое, вам здесь не просто расскажут – покажут. Есть планы, чертежи, другие полезные материалы. Есть слой для профессионалов и слой для любителей, версия для физиков и версия для лириков.
Сочинский вокзал – всего один из представленных проектов (жилых зданий, отелей, мостов, стадионов, торговых центров). Главная тема – рождение нового, современного, ныне функционирующего пространства эрмитажного крыла.
Главный герой – архитектурное бюро «Студия 44», которое его спроектировало и работам которого посвящена выставка.
Здесь есть двухэтажный Дом макетов – строительные леса, на которых расставлены макеты зданий и комплексов. С них открывается замечательный вид на Анфиладу выставочных залов Главного штаба. Один из них затянут словно бы рыболовной (на самом деле строительной) сетью, в которой запутались, как рыбы, чертежи и фотографии архитектурных объектов.
А еще эта выставка – уникальный случай увидеть раскрытыми все огромные дубовые двери Анфилады (их торжественно открывают каждое утро в 11:00 и закрывают за час до закрытия самого музея). И не менее редкая возможность понаблюдать за тем, как «выворачиваются наизнанку» стены зала-трансформера (строго по расписанию – в 12:00 и 16:30), – экспозиция, размещенная на одной их стороне, сменяется новой, расположенной на другой.
А еще выставка развивается не только в пространстве, но и во времени. Это станет особенно очевидно, когда зазеленеют липы, высаженные в одном из залов. Зимний сад в Главном штабе был задуман давно, но не случился. Теперь, на время работы выставки, и эта мечта архитекторов стала реальностью. Похоже, материализация идей и есть сверхзадача «Студии 44».