Анна Дюкова: «Сила и женственность – не взаимоисключающие понятия»
Анна Дюкова – в прошлом закулисный ребенок. Так стоит ли удивляться, что она стала ведущей актрисой ТЮЗа имени А.А. Брянцева? Мы поговорили с ней о том, почему ей предлагают в основном роли сильных женщин, сложно ли в одной семье ужиться двум творческим натурам и что значит театр в ее жизни.
– Анна, вы из актерской семьи. А не было желания попробовать что-то иное?
– Впервые меня вынесли на сцену Архангельского драмтеатра в два года. На мне были белые ботиночки со шнуровкой и розовая косынка. Мама удивляется: «Как ты можешь это помнить?» А я запомнила. Это был спектакль «Прости меня», в нем главные роли исполняли мои родители. А когда мне было лет 12-13, приехал Театр Ленсовета со спектаклем «Кошка на раскаленной крыше». Им на сцене нужны были дети. Так у меня появилась первая роль со словами.
– А теперь у вас более десятка главных ролей.
– Это ТЮЗ. Здесь артист всегда в процессе: новые спектакли ставятся, а старые, слава богу, живут долго. Например, «Бешеные деньги» Островского я играю уже 16 лет. А всего я занята, наверное, в 15 разных постановках. ТЮЗ позволяет это делать, потому что здесь очень большой диапазон – от классического до острохарактерного и психологического.
ТЮЗ – огромная часть моей жизни. Я здесь выросла как личность. И театр для меня – своего рода семья. Я даже могу сказать, что это мой дом, за который я в ответе.
– Какие работы особенно запомнились?
– Мне очень нравилась история в спектакле «Месье». Там происходит столкновение романтичной французской девушки с человеком, который занят исключительно своей работой в офисе.
Совсем другое дело «Отцы и дети» Тургенева, где я играла Одинцову. Для одного это мужчина в юбке, для другого – истинная эмансипе или запутавшаяся в своих мыслях и страстях женщина.
– А для вас?
– Каждый раз, когда я стою за кулисами, не знаю, какой она будет сегодня. Это единственная роль, которая рождается прямо на сцене. Она, наверное, идет из меня. Насколько я уверена в себе, настолько она будет уверена в себе. Насколько я сегодня устала и беззащитна, настолько и она будет ранимой. Она живая в этом отношении.
– Я бы отнесла к разряду таких живых героинь и вашу Елену Сергеевну.
– Да, роль в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна» для меня очень важна. Она дает мне много радости и заставляет задуматься. Мы играем этот спектакль 6 лет. Но каждый раз, когда встречаемся, происходит какое-то чудо. Наверное, оттого, что спектакль рожден в атмосфере любви. Все очень хотели, чтобы он получился, потому что тема зацепила.
Сначала думали, что для нынешних детей это будет не актуально. Но оказалось, что не только нам, артистам, все интереснее погружаться в эту историю, но и зрителям тоже. На эту постановку идут по нескольку раз, и билетов не достать.
– А ведь еще не так давно многие сетовали, что дети неохотно ходят в театр.
– Когда я 20 лет назад начинала работать в театре, действительно было страшновато выходить на сцену. Зал был полон какими-то дикими подростками, которые могли кинуть бутылки из-под пива, в нелицеприятных выражениях прокомментировать происходящее. У них было отрицание всего и они не были готовы к диалогу.
Потом зал стал пустеть, но это продолжалось очень недолго. Вскоре зрители пошли на наши спектакли. Они стали умнее. У ребят появилось желание получать впечатления, знания, желание расти.
Сейчас, вспоминая все это, я думаю: вот она, судьба зрителя, который менялся вместе со временем.
– В вашей жизни есть еще и кино, где вы играете сильных женщин, хотя необыкновенно женственны.
– Да, и в кино, и в театре мне часто достаются такие роли. Режиссеры, видимо, считают, что мне идет военная форма.
Я снялась в сериале «Смерть шпионам», играю там офицера НКВД.
Одна из моих последних работ – женщина-менеджер в спектакле «Контракт». Действие происходит в корпорации, где люди доведены своей работой до состояния роботов. Это история о том, на что может пойти человек ради своего статуса. Там всего две женские роли, и держать зал очень непросто.
А в 16-серийном сериале «Бездна» я следователь, зацикленная на своей работе.
Однако, несмотря на роли этих жестких женщин, мне все же кажется, что сила и женственность – не взаимоисключающие понятия. В женственности и есть сила.
– А как считает ваш супруг – популярный актер Илья Шакунов?
– Благодаря Илье я и попала в кино. И если вначале пыталась кому-то что-то доказать, то сейчас это ушло. Я просто вижу, что Илья разбирается в этом лучше, чем я. И целиком полагаюсь на его суждение.
Дома мы, конечно, обсуждаем увиденное. Можем и похвалить, и поругать. Без замечаний, я считаю, нельзя. Конечно, если они сделаны не для того, чтобы обидеть или на что-то спровоцировать. А если они разумные и идут от сердца, если есть желание и понимание, как это исправить и сделать лучше, то мы всегда делимся этими мыслями.
– А говорят, что двум творческим людям бывает сложно в одной семье…
– Только если они не идут на компромиссы. Если каждый преследует свою эгоистическую цель. Если хочет, чтобы состоялся только он, тогда, наверное, это действительно трудно.
– Ваши дети тоже причастны к театру?
– Дочка заканчивает восьмой класс, пока собирается в театральный. Конечно, я рассказываю ей про все минусы и плюсы профессии, про перипетии актерской жизни. Но она очень артистичный ребенок, и у нее хорошие данные для актрисы.
Сын еще недавно не проявлял особого интереса к профессии. А сейчас тоже пошел заниматься в театральную студию. Говорит: стану директором театра и там будет все замечательно.