Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Без чаек и запаха: что теперь на месте свалки в Новоселках

Полигон Новоселки, отравлявший жизнь жителям Приморского и Выборгского районов, успешно рекультивируется. Однако экологи считают, что процесс может быть ускорен. Накануне к мониторингу ситуации на полигоне присоединились активисты Общероссийского народного фронта
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Основная причина жалоб сейчас – это непрекращающийся поток грузовиков, следующих к террикону (полигону). Однако везут они уже не мусор, а грунт.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА 

Об успешной рекультивации полигона можно догадаться, даже не заезжая туда. Прежде над мусорной горой роились тучи чаек, а теперь их нет. Дело в том, что мусор, среди которого птицы находят еду, погребен под тоннами песка и земли. Да и запах – он еще чувствуется на самой горе, да и то лишь в теплую погоду, но до города не доходит.

Другое дело, что полигон Новоселки включает в себя не только кучи мусора (с 1972 года по 2017-й его свозили сюда по 600 тысяч тонн в год), но и иловые поля «Водоканала». Это смываемые в канализацию отходы, которые потом сжигают на Северных и Юго-Западных очистных сооружениях, а также на Белом острове.

Облагораживание мусорного полигона – дело довольно сложное: весь цикл займет четверть века. Вернее, активные работы по рекультивации определены десятилетним сроком, но потом придется ждать еще полтора десятка лет, прежде чем произойдет «стабилизация тела полигона». Это значит, что он перестанет оседать и теоретически станет пригоден для какого-либо строительства.
Когда на полигоне вырастут деревья, пока непонятно. Как объяснили специалисты, на бетонной плите сначала должен нарасти плодородный слой для корней, а уже потом может появиться «стационарная растительность».

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«СЭНДВИЧ» С ЗЕЛЕНЬЮ 

«Первый этап рекультивации будет завершен уже в этом году, – рассказал исполняющий обязанности начальника отдела регулирования в сфере обращения с отходами Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Александр Цветков. – Он включает в себя укрытие тела полигона изолирующим слоем».

Как это происходит? Гору отходов присыпают строительным мусором, потом сверху укладывают газодренажный слой песка и бетонитовый мат, который будет препятствовать, во-первых, испарению вредных веществ, а во-вторых, их попаданию в грунтовые воды. Этот «сэндвич» венчает гидропосев – зеленая трава. Ее, кстати, уже видно на откосах, а летом она появится и на вершине холма.

Вторая стадия рекультивации длится семь лет и подразумевает строительство станции активной дегазации и очистных сооружений. Для этого придется проложить по полигону 22 километра газозаборных труб. Уже определена и мощность электростанции на биотопливе, которую здесь можно будет соорудить.

ПРОБЫ ВОЗДУХА 

Напомним, что рекультивация полигона стала неизбежной по двум причинам. Во-первых, в 2008 году был скорректирован федеральный закон об отходах производства и потребления, согласно которому размещение свалок в черте города теперь невозможно. Правда, эксперты «Петербургского дневника» заявили, что закон обратной силы не имеет и обращен только на вновь открывающиеся полигоны. Во-вторых, из-за строительства автозаводов был частично вырублен лес, сдерживающий запахи, и стали поступать жалобы от горожан. 

Глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Андрей Рябоконь рассказал корреспонденту «ПД», что именно общественный контроль жителей подстегивает ОНФ и Комитет по благоустройству СПб регулярно следить за ситуацией на полигоне. 

Сейчас на терриконе работает передвижная лаборатория, которая в постоянном режиме берет пробы воздуха и оценивает его по 16 разным параметрам. Никаких опасных примесей в воздухе не наблюдается. А для вывоза мусора были заключены соглашения с Ленинградской областью, и теперь отходы принимают поселки Северная Самарка, Куньголово, Лепсари.

КИРПИЧ ИЗ ИЛА 

На полигоне ситуация действительно оздоровилась, говорит глава экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук. Но иловые поля пока не рекультивируются. Впрочем, для того чтобы их уничтожить, требуется не 25 лет – можно уложиться года в два-три, утверждает эксперт. 

«Есть очень эффективная технология – литификация, – отметил Шевчук. – Рыхлые осадки превращаются в камень, щебенку. Технология дорогая, зато это то самое безотходное производство, о котором у нас все время говорят, и это логичнее, чем вывозить ил в другое место. Правда, хозяин иловых полей – «Водоканал» – является государственным предприятием, которому в принципе запрещено зарабатывать деньги, даже на производстве такого щебня. Для того чтобы ситуация сдвинулась с места, необходимо вмешательство депутатов».

ЦИФРА

3 000 000 тонн строительного мусора было завезено на полигон Новоселки в 2017-2020 годах. Теперь бытовой мусор надежно погребен под строительным. При этом, как утверждают специалисты, отходы не имеют запаха и даже не разлагаются.

Внутри насыпной горы еще 15 лет будут идти процессы брожения. Температура внутри горы может достигать 50-70 градусов. В мороз гора выпускает пар, так что жителям даже кажется, что свалка горит. Александр Цветков, врио начальника отдела регулирования в сфере обращения с отходами Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.