Алла Бережная: «Император и коллекционер Александр III»
Она представит царя-миротворца не только как государственного деятеля, но и как увлеченного коллекционера. Популяризацию искусства император считал важнейшим делом, и именно ему принадлежит идея создания первого в России государственного музея национального изобразительного искусства – Русского музея.
Масштаб экспозиции впечатляет – в роскошных залах Михайловского замка можно увидеть более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из российских музеев и нескольких частных коллекций.
Специально для выставки Третьяковская галерея отреставрировала и предоставила ряд картонов Виктора Васнецова для росписей Владимирского собора в Киеве.
Думая о наполнении будущего музея, император отдавал предпочтение передвижникам, регулярно посещал их выставки. Александру III удалось приобрести ряд важнейших для русского искусства полотен, которые ныне хранятся в Русском музее. Среди них «Христос и грешница» Василия Поленова, «Запорожцы» и «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» Ильи Репина, «Страдная пора (Косцы)» Григория Мясоедова, «Дубы» Ивана Шишкина. Другие известные передвижники – Иван Крамской, Владимир Маковский, Виктор Васнецов, Константин Савицкий – получили от императора заказы на исполнение картин и росписей православных храмов.
Без заказов и приобретений Александра III коллекция русской живописи второй половины XIX века в Русском музее обладала бы совершенно не тем значением, которое имеет сейчас.
Сдержанная, благородная красота, добротность исполнения и занимательность сюжета – это основные критерии, по которым император оценивал произведение. Как человек и как император он делал все возможное для развития русской культуры.