Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Широкая Масленица для царей: как вожди страны проводили Масленичную неделю

Императрица Елизавета за раз могла съесть два десятка блинов, а на рождение Александра I устроили «бриллиантовую Масленицу»
Фото: «Петербургский дневник»

Праздник, посвященный встрече весны, как известно, пришел к нам из языческой культуры, однако он всегда был любим не только простыми людьми, но и руководителями страны.

Масленица при Петре

Петр I, например, всегда отмечал Масленицу с размахом. Опираясь на информацию уникальных изданий, хранящихся в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина, ее сотрудники рассказали «ПД», что именно при Петре в преддверии Масленицы начали строить балаганы и карусели на площадях и устраивать маскарады. Повинуясь воле Петра, бояре и боярыни, считавшие прежде за великий грех наряжаться, теперь «усердно рядились и переодевались по несколько раз в день», говорится в очерке Ивана Божерянова.

Множество воспоминаний в исторических источниках существует о маскарадах, которые организовывал император. Заведующая отделом интерактивных программ экскурсионно-методической службы ГМЗ «Петергоф» Мария Крыницкая рассказала, что по поводу Масленицы устраивались целые карнавальные шествия, которые назывались «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор».

«Когда отмечали заключение в 1721 году Ништадтского мирного договора, Петр I пригласил на Масленицу иноземных послов, а само катание на лошадях он устроил пышно и необычно. Император ехал по сугробам на специально сооруженном корабле, в который были впряжены 16 лошадей. Следом на гондоле ехала императрица Екатерина I, которая была одета как простая крестьянка. А на других санях и кораблях, которые были также запряжены разными животными, гости ехали в различных необычных костюмах – например, в шутовском облачении», – сообщила Мария Крыницкая.

Известно также, что Петр потешался на Масленице маскарадным зрелищем. Участники карнавала собирались на площади напротив собора Святой Троицы, где сейчас построена часовня Троицы Живоначальной. Император был одет барабанщиком, и по его сигналу все скидывали плащи и оставались в карнавальных костюмах. Маски на время карнавала снимать запрещалось под угрозой штрафа.

В историческом очерке «Державный вождь земли русской император Петр Великий» Дмитрия Тихомирова говорится о том, что завершать празднование Масленицы император предпочитал фейерверком, который он устраивал самостоятельно.

«Петр I в принципе усилил традицию празднования Масленицы в высших кругах. Сначала он открывал празднование Масленичной недели в Москве, до того как столицу перенесли в Санкт-Петербург – у знаменитых Красных ворот он выпивал чарку за здравие народа и садился есть блины, которые тут же в избушке и выпекали. А потом еще принимал участие в народных гуляниях», – отметила петербургский гид-переводчик Ольга Гуторова.

Фото: «Петербургский дневник»

Маскарад Екатерины

Еще одна любительница пышных праздников – Екатерина II. Ее коронация как раз пришлась на Масленицу, и императрица устроила маскарад под названием «Торжествующая Минерва».

«Три дня по городу ездила маскарадная процессия, которая представляла различные общественные пороки – казнокрадство, чиновничью волокиту, мздоимство. То есть все то, что порицалось в отношении государственных служащих. Процессия состояла из четырех тысяч действующих лиц и двухсот колесниц», – рассказала «ПД» Мария Крыницкая.

Она также отметила, что по случаю рождения своего внука Александра I Екатерина устроила для приближенных так называемую «бриллиантовую Масленицу»: «Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллианты. Таким образом, за один вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов».

Кроме того, во время Масленичной недели в придворном театре давали спектакли и непременно устраивали маскарад с карнавальными костюмами. Сама императрица с большим энтузиазмом участвовала в празднике.

Тем не менее, как отметила Мария Крыницкая, Масленица всегда оставалась преимущественно народным праздником.

«Даже в воспоминаниях Бенуа и тех, кто учился с императорскими детьми, говорилось о том, что на Масленицу все выходили из своих резиденций, потому что массовые гуляния проходили на улице. Конечно, и знатным людям, и дворянам этот праздник с его традициями нравился, но он был больше именно народный», – пояснила заведующая отделом интерактивных программ экскурсионно-методической службы ГМЗ «Петергоф».

Изыски царского меню

Царский стол тоже претерпевал изменения, когда наступала Масленица.

«Дочь Петра Великого, императрица Елизавета, очень любила блины, да и в принципе поесть была не против. По свидетельствам некоторых источников, она могла съесть до двух дюжин блинов за раз», – рассказала Ольга Гуторова.

Также нередко к столу подавались ягоды и фрукты, так как с 1751 года в Царском Селе появилась Царская оранжерея, где росли даже апельсины и ананасы. Подавались и традиционные русские блюда – расстегаи, кулебяки из блинов с фаршем, а также блины с припеком – это когда начинка впекается прямо в блин. К слову, в качестве начинки использовали соленый лосось, икру, рубленое яйцо и многое другое.

По словам Ольги Гуторовой, императору Александру II, который обычно был достаточно воздержан в еде, на масленичной неделе к завтраку тоже нередко подавали обычные блины.

Отказ от Масленицы

А вот в советское время, как отметили в Музее политической истории, политики воздерживались от праздника, возникшего благодаря языческим традициям. Но в народе Масленицу все равно отмечали.

Однако есть и интересный факт, о котором свидетельствуют исторические источники – российский революционер Владимир Ленин познакомился со своей супругой Надеждой Крупской отчасти благодаря…Масленице.

Как «ПД» рассказали в Музее политической истории, во времена существования «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» свои конспиративные встречи его члены прикрывали празднованием Масленицы. И именно на одном из таких собраний Надежда Крупская впервые встретила своего будущего мужа.

В некоторых исторических источниках содержатся воспоминания Надежды Крупской об этом дне: «Впервые увидала я Владимира Ильича на Масленице. На Охте у инженера Классона решено было устроить совещание некоторых питерских марксистов с приезжим волжанином. Для конспирации были устроены блины...»

Закрыть