Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Оружие для защиты: «Калашников» Константина Буслова

«ПД» рапортует об одном из лучших военных фильмов страны за последние годы
Оружие для защиты: «Калашников» Константина Буслова Фото: кадр из фильма «Калашников»

В прокат вышла биографическая лента режиссера Константина Буслова о конструкторе легендарного АК-47 Михаиле Тимофеевиче Калашникове. Фильм препоручили к Дню защитника Отечества и заранее представили, как «военный». На самом деле «Калашников» говорит о человеке, мыслителе и герое, который просто хотел помочь победить врага.

Фото: кадр из фильма «Калашников»

Долгий путь домой

1941 год. Брянская область. Танки вязнут в грязном снегу под обстрелом фашистов. В одной из этих боевых машин находится старший сержант Калашников. Очередной снаряд врага попадает в цель – герой теряет сознание и приходит в себя только в госпитале, узнав, что он единственный выживший из экипажа танка.

На плече у Калашникова рана, которая будет мучить его ни один год и не позволит вновь отправиться на фронт. Михаила отправляют домой, в село Курья Алтайского края, до полного выздоровления. Уже из поезда Калашников пишет письмо матери, предвосхищая свой приезд, но с самой родной для себя женщиной будущий великий конструктов встретиться только под финальные титры, приведя с собой красавицу-жену и двоих детей.

Почему Калашников сразу не приехал домой? Он хотел помочь Родине. Он своими глазами видел, как пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) дал осечку, которая почти стояла жизни одному из его сослуживцев. Михаил хочет создать совершенно новое оружие, способное помочь Красной Армии одолеть войска фюрера. Автомат советские солдаты получат через несколько лет после криков «Победа!», но АК-47 навсегда станет оружейным символом XX века.

Фото: кадр из фильма «Калашников»

«Калашников» в работе

Фильм «Калашников» должен был стать подарок к столетию Михаила Тимофеевича, которое отмечали в ноябре 2019 года, но попрекать создателей ленты не стоит. Проблема возникла с финансированием. Премьера прилично сдвинулась на несколько месяцев.

За это время пост режиссера покинул Сергей Бодров (автор «Кавказского пленника»), а на его место пришел Константин Буслов – старший брат замечательного постановщика Петра Буслова, ранее снявшего ленту «Небо измеряется милями» о другом советском изобретателе Михаиле Миле, а также известного по криминальной драме «Бумер». Впрочем, Бодров все же остался работать на посту сценариста и продюсера, а в это время Буслов-старший был вынужден продать свой дом для завершения съемочного процесса. Проще говоря, «Калашников» дался кинематографистам с огромным трудом, но качестве ленты от этого не ухудшилось.

Для поклонников копаться в исторических составляющих любого биографического фильма надо сразу сказать, что ряд деталей из жизни Михаила Калашникова в фильме упущена, причем, сознательно. Буслов сам признался, что материала было отснято гораздо больше, чем смог уместить в себя хронометраж в 110 минут.

Вот лишь пара примером «художественных» допущений ленты. До ранения Калашников уже успел проявить себя, как инженер Красной Армии, в которую он был призван в 1938 году. Михаил разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки и модернизировал пистолет «ТТ», повысив эффективность его стрельбы. «Калашников» также почти не рассказывает нам о семье главного героя или о его первой семье (жене и сыне), которые остались жить в Казахстане, когда Михаила отправили в засекреченное конструкторское бюро.

При всех нюансах «Калашникова» все равно следует посмотреть тем людям, кто увлекается военной историей. История Михаила Тимофеевича быстро «цепляет» и заставляет переживать за героя до самого конца. За отведенное ему экранное время он проходит путь от фантазера, идеи которого вызывают скепсис, до бравого офицера, у которого на груди красуется, наверное, главная по тем временам награда – Орден Сталина.

Фото: кадр из фильма «Калашников»

«Молодая кровь»

Если и есть за что критиковать «Калашникова», так это за слабо прописанные характеры второстепенных персонажей, который в фильме много, но они почти никак себя не проявляют.

Даже Ольга Лерман, сыгравшая жену конструктора, тут выступает в качестве собирательного образа супруги солдата и великого человека с непростым характером. Кстати, Лерман подчеркивает, что к роли она готовилась по советским фильмам. Заметно. Ее персонаж впитал в себя все лучшие качества героинь лент Георгия Данелия и Алексея Германа.

Карикатурность второстепенных героев стала лишь дополнительным плюсом для самого Калашникова, которого сыграл один из лучших молодых актеров современного российского кино Юрий Борисов.

Буквально год назад Борисов блистал в «Быке» Бориса Акопова – криминальной драме о лихих «девяностых», отлично проявившей себя на Кинотавре, а потом стал колесить по «военному» кино, сыграв в «Союзе спасения» Андрея Кравчука и во «Вторжении» Федора Бондарчука. Везде ему досталось исполнить роль офицера, но эти персонажи кардинальным образом отличаются друг от друга, причем именно Калашников – наивысшая (пока что) точка творческого пути Борисова.

По словам Борисова, во время работы над своим персонажем ему пришлось не только почитать мемуары Михаила Тимофеевича и пообщаться с дочерью конструктора Еленой Михайловной, но и встретиться с людьми, которые оставляли о конструкторе и какие-то отрицательные отзывы. Собрав мнения воедино, Борисов слепил из них сложный образ настойчивого авантюриста, способного по-детски радоваться своим успехам и готово вспылить в момент неудачи. Проще говоря, никто не планировал идеализировать Калашникова при всех его многочисленных заслугах.

Фото: кадр из фильма «Калашников»

Простой, как пуля. Простой, как выстрел

Основной успех «Калашникова» в ракурсе, который Бодров и Буслов выбрали для своего детища. Их фильм не планирует рассказывать нам о страшных событиях войны. Батальных сцен в ленте только две и все они происходят только при завязке сюжета. «Калашников» про человека. Более того, он про всех людей, которые трудились в тылу, готовя технику и провизию для нужд фронта.

«Калашников» обошелся и без политической подоплеки. Никаких образов, способных обругать тогдашнюю власть попросту нет. Отлично оказался вписан в сценарий агент НКВД, который был показан человечным не смотря на все его желания, выглядеть суровым и жестким воякой. «Калашников» также замечательно обошелся без образов «глупых военных начальников», каждый важный для сюжета офицер понимает поставленные перед военными конструкторами задачи и готов помогать во всех их начинаниях.

«Калашников» выгодно меняет оптику зрительского восприятия военных лет. Он полностью перещеголял «Танки», «Т-34», «Ржев», «На Париж» и другие ленты подобного жанра. Как оказалось, в те времена были не только «наши» и «враги», не только пули и подвиги Матросова, не только взрывы и предатели. Во времена войны жили люди со своими слабостями и единственным желанием сделать свою страну лучше, и чтобы жизнь тут была спокойной и безопасной.

«Калашников» в кино с 20 февраля.

Закрыть