Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Куда двигается лестница в метро?

Как и что работает в Петербурге, «ПД» рассказывает в специальном проекте
Фото: «Петербургский дневник»

Первые эскалаторы в Петербурге появились тогда же, когда и метро, – в 1955 году. С тех пор движущиеся лестницы не претерпели никаких конструктивных изменений, разве что появились настенные светильники вместо балюстрадных.

Интересно, что до 1967 года в наклонный ход петербургского метро мог вместиться только трехленточный эскалатор. На открывшейся третьей линии метро в экспериментальном порядке установили узкие механизмы, так что на «Гостином Дворе» уже четыре ленты. А вот «Василеостровскую» решили поберечь от экспериментов, поэтому ленты там три, и поломка даже одной из них создает пассажирам немалые трудности. Впрочем, во-первых, эксперимент тогда был возможен только на тех станциях, которые имеют альтернативные выходы, и на «Гостинке» они были. А во-вторых, «Василеостровскую» намеревались делать пересадочной – с кольцевой ветки, которая не построена и поныне, – и возвести там второй вестибюль.

БЕЗОПАСНЫЙ УКЛОН 

Все эскалаторы имеют уклон в 30 градусов. В начале прошлого века строители предпочитали 45-градусный уклон. Наклонный ход в этом случае получался более коротким, а строительство – экономичным. Но оказалось, что спускаться по такой лестнице опасно.

В петербургском метро действует 301 эскалатор, а также 30 траволаторов на пяти станциях: «Спортивная-2», «Дунайская», «Проспект Славы», «Новокрестовская» и «Беговая». Вот они от первого городского траволатора (того, что был в аэропорту Пулково) отличаются в корне, так как представляют собой тот же ступенчатый эскалатор, только горизонтальный, тогда как пулковский траволатор больше напоминал конвейерную ленту из гипермаркета.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ - ЛУЧШИЕ 

Флагман эскалаторостроения в России – петербургский завод ЭЛЭС. Также движущиеся лестницы выпускает дочернее предприятие Кировского завода – «Универсалмаш». Правда, его эскалаторы, установленные на переходе со станции «Спасская» на «Сенную площадь», ругали за шум и ненадежность, но зато они компактны, что позволило уместить четыре ленты вместо трех. ЭЛЭС – один из преемников завода «Эскалатор» имени Котлякова, который в 1990-е годы распался на большие и малые предприятия. Еще одно его детище – компания «Эс-сервис», которая в последние годы тоже стала получать хорошие контракты.

РИСКИ 

Несчастные случаи на эскалаторах особо опасны, потому что в них могут получить травмы сразу несколько человек. 

Так, в 1993 году на станции «Невский проспект» произошла потасовка на вышедшем из строя эскалаторе – на нем столкнулись два потока пассажиров. Историк метро Дмитрий Графов поведал нам про засекреченную аварию на эскалаторе станции «Кировский завод» – он стоял, использовался как лестница, но внезапно завелся сам. 

Тогда и появилось правило: по остановленному эскалатору ходить нельзя. Хотя лет десять назад в переходе между «Маяковской» и «Площадью Восстания» этим правилом пренебрегали.

Закрыть