Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

А был ли Сталин: где в петербургском метро можно до сих пор встретить вождя всех народов

Вместе с историком и исследователем петербургского метро Дмитрием Графовым мы выбрали самые яркие и интересные образы подземки
А был ли Сталин: где в петербургском метро можно до сих пор встретить вождя всех народов Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Ежедневно спускаясь в метро, мы редко смотрим по сторонам. Касса, эскалатор, платформа, поезд. Это все, что обычно видит пассажир. Но стоит ему хотя бы на минутку остановиться и оглядеться, как перед глазами возникают застывшие в камне образы. Привычные и в то же время совсем не известные.

Очевидно, что за такими образами нужно идти на станции так называемого первого пуска, открытые 15 ноября 1955 года. Подземный участок от «Автово» до «Площади Восстания» завораживает красотой, но из него выбивается «Нарвская». Почему-то принято считать, что первое ее название – «Сталинская», но источники и знатоки этот факт опровергают.

В приказе о строительстве ленинградского метро от 21 января 1941 года эта станция называется «Площадь Стачек», но близость к Нарвским воротам сыграла свою роль.

«Нарвская» – это собирательный образ советского народа, она показывает связь культуры, общего развития города и транспорта, который простые люди построили для таких же простых людей. По сути, это отражение самой идеи социализма. Современным пассажирам декор первых станций кажется выдающимся, но для того времени это была норма», – пояснил Дмитрий Графов.

По его словам, окружающая под землей красота воспитывала людей, которым нужно было много работать и заниматься собственным бытом.

«Думаю, что замысел мог быть таким. Возможно, у человека нет достаточно времени, чтобы ходить в музей, зато он ездит в метро каждый день и таким образом, сам того не подозревая, культурно просвещается. Утром, конечно, не до этого – спешит на работу, а вечером вполне может остановиться и внимательно рассмотреть декор», – отметил Дмитрий Графов.


А был ли Сталин: где в петербургском метро можно до сих пор встретить вождя всех народов Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Призрак Сталина

На «Нарвской» за образами далеко идти не нужно. Первый встречает пассажиров на эскалаторе – очень тонко выписанный горельеф «Слава труду» … с призраком вождя всех народов. Фигура Сталина должна была появиться в центре композиции, но из-за того что покойный генералиссимус к тому времени впал в немилость новой власти, его образ в спешке удалили. На его месте появился неизвестный с флагом, но вышло так, что рабочие, ученые, женщины и дети смотрят не на него, а в пустоту.

«Эта композиция была создана еще до начала отделочных работ на «Нарвской» и называлась «И. В. Сталин — депутат Ленинграда». Впервые публике горельеф был представлен на ВДНХ в павильоне «Ленинград и Северо-Запад» в 1951 году, где товарищ Сталин являлся центральной фигурой. На новой станции в Ленинграде панно тоже ждали, для горельефа уже подготовили проём в вестибюле, поэтому переделывать отдельные элементы оказалось гораздо проще, чем всю композицию в целом», – рассказал Дмитрий Графов.

К слову, в ближайшее время специалисты по заказу ГУП «Петербургский метрополитен» внимательно изучат состояние памятного горельефа.

Другой призрак генералиссимуса все еще бродит по подземному вестибюлю «Нарвской». До 1961 года его украшала мозаика «Сталин на трибуне», но по тем же политическим причинам от нее избавились. Сейчас о том панно напоминают только старые фотографии и редкие выжившие фрагменты, которые бережно хранят в Интерактивном центре истории метрополитена.



А был ли Сталин: где в петербургском метро можно до сих пор встретить вождя всех народов Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Живые люди

Задержимся в подземном вестибюле «Нарвской», там нас встречают скульптуры, настоящие застывшие лица эпохи. Метростроители, врачи, деятели искусств, строители, учащиеся, селекционеры, строители, литейщики, моряки и многие другие. Кто они?

«Для станции позировали живые люди, для них это была награда за выдающиеся трудовые заслуги, их командировали с работы для этого. Исследователи предпринимали попытки найти их и сфотографировать на станции в тех же позах, но они не увенчались успехом. Те контакты, которые удалось отыскать, свидетельствовали о том, что этих людей уже нет в живых. Единственная надежда была на детей-школьников, но и их найти не смогли. Буквально год назад после лекции ко мне подошла слушательница, она сказала, что в молодости знала девушку, которая якобы позировала для «Нарвской», но связь с ней не сохранилась», – рассказал Дмитрий Графов.

Зато станция оставила нам эту память. Садимся в вагон и едем дальше.

Музей Революции

Рассказывая об образах метро, нельзя проехать мимо «Площади Восстания».

«Понятно, что эта станция неразрывно связана с революцией и партийными лидерами. Как раз здесь можно увидеть единственную сохранившуюся в нашем метро фигуру Сталина. На панно он стоит за Лениным. Эта станция – самый настоящий музей революции и предшествующих ей событий, это разрез эпохи», – отметил Дмитрий Графов.

Не выйти на «Владимирской» тоже невозможно, несмотря на то, что на первый взгляд эта станция в декоре сильно проигрывает шедеврам первого подземного участка.

«Есть версия, что до последнего момента не было понимания, стоит ли ее строить, и в состав первого пускового участка станцию встраивали уже в последний момент, когда чертежи трассы от «Пушкинской» до «Площади Восстания» уже были согласованы. Этим можно объяснить нестандартную для ленинградского метро конструкцию выхода», – рассказал исследователь подземки.

Но даже при таком положении на «Владимирской» нашли место для советской идеологии. Название большой мозаики над эскалаторами – «Изобилие» – говорит само за себя.

Нужно ли воссоздать

По словам Дмитрия Графова, со временем образ человека, находящегося в центре композиции на «Нарвской», начал исчезать из оформления станций. «Больше стало художественных метафорических образов, последние 20 лет, например, популярна мифология, известные персонажи и события из которой можно встретить на «Парнасе», «Спортивной», «Международной», «Адмиралтейской». И это тоже портрет петербургского метро, поскольку отражает веяние конкретного», – отметил эксперт.

Другой вопрос – нужно ли на станциях воссоздавать элементы, которые не дожили до наших дней. Например, ту же мозаику «Сталин на трибуне» в вестибюле «Нарвской».

«Москва тратит огромные деньги на сохранение малых архитектурных форм в метро, они наводят лоск и даже восстанавливают то, что было утрачено при Хрущеве. Например, на станции «Курская-кольцевая» восстановили большую надпись в честь Сталина, что вызвало серьезные разногласия, потому что фигура спорная. Но с точки зрения архитектуры – станция такой изначально появилась», – пояснил Дмитрий Графов.

Однако новодельная мозаика никогда не заменит подлинник. К тому же на ее месте на «Нарвской» уже появились двери в служебные помещения.

А был ли Сталин: где в петербургском метро можно до сих пор встретить вождя всех народов Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»