
В Раздолье перекинули глиняный мостик дружбы

Саша любит гончарный круг. Он осторожно придерживает глиняный комок, пока центрифуга работает, придавая ему форму горшка, и словно бы обменивается с глиной теплом. Люба обожает оранжевый цвет, но свою первую чашку разрисовала почему-то люпинами. Сергей знаменит тем, что подарил глиняный сувенирный домик Арнольду Шварценеггеру.
Не за забором
Мастерская керамических изделий в Раздолье – новый проект благотворительного центра «Перспективы». Именно здесь, в Приозерском районе, пять лет назад появился новый дом для инвалидов, страдающих ДЦП, аутизмом или болезнью Дауна. Это дом сопровождаемого проживания, то есть заведение, в корне отличающееся от интерната хотя бы тем, что люди здесь живут не за забором, сами ходят в церковь, сами строят свой быт, но поскольку работать им тяжело, к каждому приставлен персональный сопровождающий. Да, многим инвалидам удается социализироваться до такой степени, что они живут самостоятельно, и опекун лишь навещает их 2-3 раза в неделю. Но в Раздолье попадают те, кому нужен досмотр 24 часа в сутки.
Центр в Раздолье начался с арендованной деревянной избушки, но потом спонсоры построили новый дом, в котором у каждого из семерых жильцов своя комната. Есть также места для гостей, приезжающих сюда на пробное проживание. Кто-то из них потом остается, кто-то возвращается, потому что привычнее жить в городе или, например, родственники могут там навещать.

Работали в палатке
Как отметила директор «Перспектив» Мария Островская, «ребята не хотят все время отдыхать, они хотят что-то делать». И не только готовить себе и стирать. Так появилась идея: открыть керамическую мастерскую. Сначала это была палатка в лесу, но центр психолого-трудовой реабилитации «Мария» – партнер «Перспектив» – построил для нее специальный домик. В мастерской – даже, когда она была в палатке – охотно привечали местных жителей, особенно детей.
Не секрет, что в любом населенном пункте отношение к больным людям – настороженное, соседство с больницей или интернатом воспринимается в штыки, даже если болезнь не заразная, будь то рак или умственная отсталость. А «Перспективы» замахнулись на непривычный проект – интеграцию ментальных инвалидов в обычную поселковую жизнь. К слову, в коттедже имеется душ – но постояльцев все равно водили в баню, именно с целью социализации. Следующим шагом стал тот факт, что теперь не только инвалиды ходят в поселковые заведения, теперь и сами раздольцы приходят в гости к инвалидам. Они их приняли, готовы дружить. Возможно, Дому пребывания пока далеко до статуса градообразующего предприятия всего поселка, но люди из поселка теперь работают в мастерской, приводят туда своих детей, а те рады появлению нового бесплатного кружка.
«Я часто слышу фразу: еще неизвестно, кто кому больше нужен: мы им или они – нам. Обычно ее произносят волонтеры, но, возможно, мы ее услышим из уст местных жителей», – отмечает директор Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области Ирина Дрозденко.
Ее потрясла история, рассказанная на открытии мастерской настоятелем раздольинского храма Святых Царственных Страстотерпцев отцом Борисом. Он был одним из организаторов всего проекта и вспомнил, как в первый год существования Дома соседи не только писали жалобы во все инстанции и насылали прокурорские проверки, но даже подбросили гранату под забор. А паства прихода уменьшилась вдвое, потому что от священника требовали, чтобы для больных он организовывал «свою, отдельную литургию». Теперь это в прошлом.
Подарок кумиру
В новой мастерской работают две керамистки: одна – из Раздолья, другая из Петербурга. В день открытия в помещение пригласили всех желающих. Все могли полюбоваться на залежи глины: красной и белой, на уже готовые чашки, приготовленные к росписи и обжигу. Правда, выяснилось, что чашки привезли в мастерскую уже готовыми, но когда-нибудь их научатся делать сами: круг ведь уже купили. На стеллажах красовалась продукция, которую успели сделать летом, пока работала мастерская-палатка: здесь есть изделия и постояльцев Дома, и детей из поселка. Очень занимательно выглядит чашка, соединенная ручкой с блюдцем – но нам объяснили, что это и не чашка вовсе, а подсвечник для курения ароматных масел.
Люди с ДЦП часто бывают интеллектуально сохранны, у многих из них – связная, логичная речь. Больше всего в этом плане повезло Любе: она даже выступает переводчиком у других постояльцев. Да, недуг не позволяет творить в тех объемах, в каких хотелось бы. Зато рисунки получаются необычными и позитивными.
После разрисовки кружки, домики, медальки и прочая глиняная продукция отправляются в печь. Потом их или оставляют себе или раздаривают. В октябре один из постояльцев Дома, Сергей, осуществил свою давнюю мечту: встретился на форуме «Синергия» с Арнольдом Шварценеггером. Подарок – глиняный домик – он вручил в руки кумиру.
Еще одна любовь Сергея – футбол. Тут бывает не все гладко: однажды он, запутавшись, стал кричать на матче «Спартак – чемпион», но болельщики «Зенита» быстро все поняли и успокоились.
Впрочем, в Раздолье почти все – болельщики «Зенита». Они пишут о своей любви в Интернете (блоги ведут Юлия и Владимир – у него даже вышла книжка «Раздольские рассказы»).
Молодой проект
Раздолье – самый молодой проект «Перспектив», и он пользуется особым вниманием у волонтеров, в том числе иностранных. Сейчас в центре работает француз Ками, который, по его словам, любит Россию за мороз и за добрых людей. Во Франции и Германии многие подростки «волонтёрят» в течение года, между школой и вузом, особенно если не могут определиться с профессией. Некоторые попадают в Россию. Российских волонтеров также предостаточно. Среди них много представителей творческих специальностей: много режиссеров, актеров, есть также журналисты, юристы и даже один астроном.