День всех влюбленных без цветов: почему продажи букетов падают
С каждым годом продажи букетов на 14 февраля падают. Такие данные озвучивают петербургские флористы. «ПД» узнал у экспертов, потерял ли праздник популярность у влюбленных или в Петербурге просто стало меньше романтиков.
День святого Валентина – праздник католического происхождения, поэтому у многих вызывает неоднозначную реакцию. Одни считают его чуждым и предпочитают отечественный День Петра и Февронии, другие вовсе игнорируют романтичные праздники, третьи же с удовольствием рассылают «валентинки».
Так или иначе отмечающих этот день влюбленных пар всегда было немало. Почему же продажи цветов падают? Флористы называют разные причины – большая конкуренция, отсутствие рекламы, снижение популярности праздника. Более того, в одном из цветочных магазинов в центре Петербурга уменьшение продаж заметили не только на 14 февраля, но и на 1 сентября.
Мастер петербургской свадебной студии, флорист Ксения Третьякова отметила: «Я считаю, что причина – большая конкуренция. Выигрывает тот, кто качественно ведет социальные сети, а ларьки и переходы, конечно, уже не делают таких продаж как раньше. Все ценят время и заказывают цветы онлайн».
Социолог Татьяна Протасенко в беседе с корреспондентом «ПД» предположила, что причина может быть связана с доходами горожан.
«Все данные о доходах населения, что бы там ни говорила официальная статистика, указывают на то, что доходы населения падают. Поэтому и снижение продаж связано, скорее всего, именно с этим», – пояснила эксперт.
Она также добавила, что изменилось и отношение молодых людей к подаркам, что, вероятнее всего, тоже могло повлиять на ситуацию. А вот снижение популярности праздника, по мнению социолога, вряд ли могло произойти, так как День святого Валентина уже давно полюбился петербургским парам.
«Сейчас очень сильно изменились тенденции взаимоотношений и поведение молодежи в целом, – подчеркнула Татьяна Протасенко. – Эти подарки в виде цветов сегодня уже не столь ценны и не столь интересны. Исследования, которые связаны с поведением молодежи, показывают, что оно претерпело изменения в связи с цифровизацией. И сейчас многие предпочитают просто отправить поздравление с помощью Интернета, чем лично подарить цветы, например».
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики СПбГУ Вадим Капусткин считает, что на падение продаж цветов повлиял целый комплекс причин. Одна из них – снижение доходов населения в течение последних пяти лет, о котором упомянула Татьяна Протасенко. По словам экономиста, сейчас далеко не все готовы тратить деньги на еще один праздник. Вторая причина все же может заключаться в уменьшении интереса ко Дню святого Валентина.
«Изначально дополнительное внимание к этому празднику было, когда его стали у нас пропагандировать. Но потом часть людей все-таки вернулась к более традиционным отечественным праздникам: мужскому 23 февраля и женскому 8 марта. Сама мода, которая пришла с Запада, как мне кажется, немножко схлынула, – объясняет эксперт. – И в целом у нас в стране сейчас преобладает более патриотичный подход, пропагандируется максимальное обращение внимания именно на наши традиции, а не на пришедшие с Запада».
Ну и, наконец, еще одна объективная причина снижения продаж букетов на 14 февраля, по мнению Вадима Капусткина, – демографическая.
«В основном эта дата интересна молодежи, которая находится в добрачном периоде, в романтических отношениях. А у нас сейчас существует некая демографическая яма, и людей, приближающихся к возрасту вступления в брак или недавно заключивших его, очень мало, – сообщил экономист. – Большинство же людей, которые росли и жили еще в советский период, эту дату вовсе не рассматривает как праздничную».