Яндекс.Метрика
  • Игорь Гурфинкель

Защитник СКА Антон Белов: «По жизни я спокойный лев. Но когда надо, рыкну»

Антон Белов едва не завершил карьеру из-за тяжелой травмы. Но в нынешнем сезоне он вновь лидер обороны армейцев. Защитник рассказал «ПД» о перестройке в СКА, амбициях провинциалов, агрессии и работающих механизмах

Второй Кубок Гагарина – огромная работа

– Антон, в нынешнем чемпионате почти до конца января у вас числилось всего две минуты штрафа. Довольно уникальная ситуация, ведь вы силовой борьбы не чураетесь и игрок габаритный... 

– Стараюсь в единоборствах использовать свои сильные стороны. Габариты, длинные руки, клюшку. Всегда есть возможность оттеснить противника, не отправляя на больничный на несколько недель. Пока справляюсь. Есть матчи, когда необходимо с соперником жестко действовать. Знаю, что определенные нападающие не любят силовой борьбы. Мы эти вопросы изучаем и предпринимаем контрмеры. 

– Спровоцировать вас пытаются? 

– Опыт помогает. Помню, в прошлом сезоне, в плей-офф, начали тыкаться на «пятаке», но в итоге только противника удалили. Нужно сдерживать свои эмоции. Иначе неоправданными удалениями можешь команду подставить. Наоборот, следует перетерпеть. Пусть и обидно: толкнули, ударили. Хочется разобраться, голову оторвать. Но понимаешь, что этим команду можешь подставить, а лучше для своей команды заработать большинство. И это поможет одержать итоговую победу. 

– Как проявить на льду сдержанность: просчитать про себя до пяти? 

– Я по жизни – спокойный лев. Себе цену знаю, но чтобы меня из себя вывести по пустякам… Но, когда надо, рыкну. (Смеется.) Есть притча: мышь вызывала льва подраться и всячески оскорбляла. Но лев не вышел. Когда у царя зверей спросили, почему, он ответил: «Пусть лучше среди грызунов ходят слухи, что я испугался, чем среди моих сородичей узнают, что я дрался с мышью».

Из двух Кубков Гагарина в составе СКА какой вам дороже?

– Я бы не стал разделять. Первый кубок – это первый кубок. Как первый ребенок – всегда столько радости. А второй – это огромная работа. Повторить успех очень трудно. Тем более, что после победы в 2015-м у нас случился провальный сезон. Хотя на бумаге те же хоккеисты оставались и все думали, что СКА и второй год подряд всех хлопнет.

– Не вышло.

– В механизме какая-то шестеренка оказалась неисправна! А в победных сезонах и механизм хорошо работал, и все смазано было. Никто не выпадал, все сложилось.

Когда есть тренерское доверие – крылья вырастают!

– Тренеры в чемпионских командах вам ведь доверяли. 

– Да – и Быков, и Знарок. А хоккеист, когда ему доверяют, показывает хорошую игру. Если же ты хорошо готов, но просидел 10 матчей в запасе и тебя поставили, то думаешь не о подключениях в атаку и голах, а лишь: «Мама дорогая, лишь бы не нагадить!» Шайбу отобрал, побыстрее отдал, побыстрее сменился. Только бы не запороть! А когда есть доверие – у тебя крылья вырастают!

– И рисковать можно. 

– Да, ведь есть уверенность в себе, в своих силах. Знаешь, что, если где-то ошибся, тебя сразу в запас не посадят – скамейку полировать. Но есть и другие примеры. Под гнетом и давлением пас неточный отдал – и сразу посиди, пропусти смену... Найти своего тренера – большое счастье для игрока. Поэтому ребята и стараются держаться той команды, где им доверяют, где они могут раскрывать свой потенциал.

– Вы для меня всегда были аналогом русского Криса Пронгера – человека, способного регулярно набирать очки. А для вас важно быть результативным защитником? 

– У защитника, если ты играешь в большинстве, очков будет побольше. Отдал кому-то – первая, вторая передача. Или бросил – добили. В равных составах заметно сложнее. 

– Сейчас в цене атакующие защитники!

– Да, современный хоккей меняется, площадки стали меньше. И тот хоккей, в который мы играли пару лет назад, не проходит. От защитника требуют совсем других навыков. Мало осталось «домоседов», которые дальше своей синей линии не выезжают. Тренеру сейчас важно: пять вперед – пять назад. Ты отобрал шайбу и тут же на всех парах бежишь помогать нападающим. Все меняется. Если адаптируешься к современным течениям –  ты в деле. Если не хочешь или не умеешь, тебя быстро обходят. 

– Сезон 2013/14 вы провели в «Эдмонтоне». Мечта еще поиграть в НХЛ осталась? 

– С моим опытом и багажом уже можно смело говорить фразу: «Никогда не говори, что этого не будет». Все зависит от игры, которую ты показываешь, твоего физического состояния и здоровья. Сейчас я в СКА и свою судьбу связываю с этой командой. У нас большие задачи. Идет большая перестройка, и рад, что участвую в ней. Как один из опытных игроков. Надеюсь быть ее стержнем. 

Немецкий хирург сказал: «Не выдержишь сроки – не будешь играть!»

– Молодым надо помогать? 

– Стараюсь поддерживать молодых ребят – вспоминаешь себя в их возрасте. Поэтому говорю сейчас им: «После молодежного чемпионата мира к вам большое доверие, доказывайте! Вы молодцы, используете свой шанс. Не всем такая возможность дается». У них энергии много. На тренировке, как жуки! Только шайбу отобрал, они снова на тебя налетели! Везде успевают, бегут, и ты сам с ними моложе становишься и быстрее. А загадывать, где окажусь в следующем сезоне, – неблагодарное дело. 

– Кстати, до старта нынешнего чемпионата было непонятно, вы в СКА вообще или нет. Вас даже на презентации команды не представили.

– В апреле прошлого года, после завершения сезона, сделал очень сложную операцию на бедре. И до сентября не находился в команде, мне был предоставлен полный карт-бланш по восстановлению и по его срокам. Первоочередная задача для меня была – вернуться в хоккей.

Мне немецкий хирург сразу сказал: «Операция – это половина дела. Правильная реабилитация – все остальное. От этого и зависит, будешь ты дальше играть или нет. Не выдержишь сроки – не дам гарантии, что сможешь вернуться в спорт». Так что форсировать было нельзя.

Все было расписано: шесть недель – костыли. Далее беговая дорожка, где с тебя снимается определенный вес тела. Очень много тонкостей… Но хирург сразу сказал, что у него с такой травмой оперировались несколько футболистов и они уже бегают в Лиге чемпионов. А в этом виде спорта нагрузка на бедро более серьезная.

Плюс – в медицинском центре СКА работают отличные специалисты. В тренажерном зале со мной работал Серега Якимович. Одним словом, сейчас я в команде, и могу сказать, это большая привилегия.

– Не все это понимают?

– Да, есть игроки, которые со стороны думают, что в СКА все очень хитрые, кайфуют и у них все хорошо. На самом деле играть в СКА – это не только большая привилегия, но и большая ответственность. Давление со стороны болельщиков и руководства. И не каждый понимает, сможет ли он с этим прессом справиться.

Многие новички не справляются в СКА с давлением

– Самоуверенность мешает?

– Кто-то думает, будучи лидером в другой команде: «Сейчас приеду в СКА и покажу, как надо играть в хоккей». Не понимая, что здесь совсем по-другому требуют и совсем другая ответственность. Немногие справляются, и не стоит удивляться, что иногда люди не дают результат, которого от них все ждали, или происходит долгая акклиматизация. Мы думаем, что хоккеист снизил к себе требовательность. Но дело не в этом! Надо научиться справляться с давлением. Работать, работать и еще раз работать. Только тогда можно закрепиться в такой сильной команде, как СКА. Кто не умеет – система его съедает.

– СКА в этом сезоне чередует яркие матчи с провалами. Почему?

– У нас новый главный тренер и большая перестройка в составе: много ведущих хоккеистов прошлым летом уехали. Пришли люди, от которых ждут такой же игры, но им надо время: акклиматизироваться в городе и команде. По щелчку пальца так не бывает.

– А болельщикам хочется! 

– Такой путь неизбежен для каждого клуба, и СКА, считаю, начал его вовремя. Необходимо омоложение состава. Важно не застаиваться, как тот же «Ак Барс», пропустивший пару лет назад смену поколений. Сейчас в СКА идет ежедневная сложная, планомерная работа и тренерского состава, и руководства. Результат обязательно придет.

– В этом сезоне не только ЦСКА, но и «Спартак» на постоянной основе обыгрывали СКА. Перед плей-офф это настораживает. 

– Практика показывает, что не стоит по результатам чемпионата вешать медали. В Кубке Гагарина все может измениться. По игре мы этим соперникам не уступали и, может, были даже моментами лучше. Но пока хватки зверя не хватает… Давишь, давишь, а ошибка – и соперник побежал и забил гол. А сейчас такая игра. Один-два гола пропустил и попробуй отыграться. Это раньше – захотели и навтыкали сопернику пять шайб. Нынче такого превосходства даже у фаворитов нет. Каждый может обыграть каждого!

Справка «ПД» 

Антон Белов родился 29 июля 1986 года. Воспитанник челябинского хоккея. Выступал за ЦСКА, «Авангард» (Омск), в сезоне 2013/14 играл в НХЛ за «Эдмонтон Ойлерз». В СКА с 2014 года. Двукратный обладатель Кубка Гагарина (2015, 2017). По итогам сезона 2016/17 удостоен призов «Самый полезный игрок КХЛ» и «Джентльмен на льду». Со сборной России стал чемпионом мира 2014 года, выиграл на чемпионатах мира серебряную (2015) и бронзовую (2016) медали. Заслуженный мастер спорта России.

Закрыть