Ромео и Джульетта для поколения YouTube
«Ромео и Джульетта» – одна из самых известных пьес Уильяма Шекспира. Одних только экранизаций этой трагедии, рассказывающей о любви юноши и девушки из двух враждующих веронских родов – Монтекки и Капулетти, насчитывается около восьмидесяти. А если сюда прибавить музыку, балет и оперу, то впору вносить сюжет в Книгу рекордов Гиннесса.
Более того, история эта настолько популярна, что в психологии даже появился термин «эффект Ромео и Джульетты». Его суть проста: если чинить препятствия влюбленным, то их увлеченность друг другом будет только возрастать.
БУНТ И ЛЮБОВЬ
За непростую задачу воплотить на сцене вечный сюжет о Ромео и Джульетте взялся известный болгарский режиссер Александр Морфов, хорошо знакомый петербургской публике. Как рассказала директор ТЮЗа Светлана Лаврецова, поработать с многократным лауреатом и номинантом премий «Золотая маска» и «Золотой софит» в театре хотели уже давно. И последние два года посвятили обсуждению с ним деталей сотрудничества. Сразу же сошлись на «Ромео и Джульетте». Эта пьеса оказалась очень интересна режиссеру, к тому же прекрасно подходила и для репертуара самого ТЮЗа.
«Как в свое время говорил Зиновий Корогодский (в 1962-1986 годах художественный руководитель ТЮЗа. – Ред.), молодые люди должны видеть на сцене своих сверстников. А герои «Ромео и Джульетты» очень современны, ведь вопросы юношеского бунта против родителей, даже против всего мира, как и темы первой влюбленности – очень яркой и страстной, будут оставаться актуальными абсолютно во все времена», – поделилась мнением Светлана Лаврецова.
МАКСИМАЛЬНО ПРИБЛИЖЕНО
Сделать спектакль созвучным времени и понятным сегодняшним молодым людям – такую задачу поставил перед собой и Александр Морфов.
Режиссер убежден в том, что эта история должна быть ориентирована на современное поколение с его своеобразной эмоциональностью, опытом и взглядами, на так называемое поколение YouTube и социальных сетей… Век меняется, однако чувства и модели человеческих взаимоотношений строятся по тем же принципам, что и пятьсот лет назад.
К слову, Александр Морфов не стал сосредотачиваться на одном из переводов классика – режиссер принял решение создать текст, максимально приближенный по смыслу к Шекспиру.
ИНОЙ ПОДХОД
Еще одно звездное имя – художник-постановщик, многократный лауреат «Золотой маски» Семен Пастух, который оформил более 200 постановок в театрах мира как сценограф и художник по костюмам.
Он рассказал журналисту «Петербургского дневника», что ему уже дважды приходилось работать над «Ромео и Джульеттой» – в Сеуле и в Михайловском театре.
Но поскольку это были балеты, то для нынешней постановки потребовалась совсем иная сценография.
«Во-первых, спектакль в ТЮЗе будет про сегодняшний день. Во-вторых, его ставит такой режиссер, как Александр Морфов. И в-третьих, для этой постановки требуется диаметрально противоположный подход», – объяснил он.
Художник признался, что ему очень интересно работать с Александром Морфовым. «Я видел его работы, и они мне ужасно нравятся. А сейчас, когда я ближе ознакомился с его методом проводить репетиции, еще раз убедился в том, что он неординарный мастер. Подобного опыта сотрудничества у меня еще не было», – рассказал Семен Пастух.
Также он отметил художника по костюмам Нику Велегжанинову, которая использует острые и зрелищные художественные решения, точно подчеркивающие индивидуальность героя. «Этот спектакль предназначен для сегодняшних подростков. И они должны узнавать на сцене ту среду, в которой находятся. Поэтому и костюмы у нас современные – такие, которые носят сегодняшние молодые люди», – заключил художник-постановщик.
Нам удалось собрать очень сильную команду профессионалов. Эта постановка призвана удивлять. Я уверена, что «Ромео и Джульетта» не оставит равнодушным ни одного зрителя в зале, — Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа имени А.А. Брянцева.