Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Карты из тюрьмы и пуанты балерины Кшесинской: что скрывает запасник Музея театрального и музыкального искусства

«Петербургский дневник» начинает новый проект, посвященный фондохранилищам самых известных музеев города. Интерактивная экскурсия начнется с мемориального фонда Музея театрального и музыкального искусства. Он расположился над музеем-квартирой великого оперного певца Федора Шаляпина
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Музей, посвященный русскому оперному певцу, открылся в квартире на Аптекарском острове в 1975 году, став частью большого Музея театрального и музыкального искусства.

В этой квартире Федор Шаляпин провел последние семь лет жизни в России, навсегда покинув родину в 1922 году.

К 125-летию со дня рождения оперного гения на втором этаже дома 2 по улице Графтио воссоздали прихожую, столовую, спальню и уголок грим-уборной артиста, перенесенный из Мариинского театра.

Сейчас здесь все так, как было при жизни самого Шаляпина.

САМОДЕЛЬНЫЕ, ИГРОВЫЕ

А если подняться на четвертый этаж, можно увидеть небольшую комнату. Ее хранительница – ведущий научный сотрудник и заведующая мемориальным отделом музея Галина Погодина. Уже много лет она следит за двумя тысячами редких экспонатов – костюмами и личными вещами знаменитых российских актеров и балерин.

В ее руках – самодельные карты начала XX века. Тузы, пики, бубны карандашом нарисованы на этикетках сигарет. Когда-то они принадлежали актрисе и поэтессе Марии Пуаре. Она сделала их в тюрьме, где, преданная бывшим мужем, ждала разрешения своей участи. Маленький экспонат, который еще никогда не видели посетители музея, связан с авантюрной историей.

«Мария Пуаре – актриса, которая знакома многим как автор известных романсов «Я ехала домой...», «Лебединая песня». И биография у этой женщины удивительная…» – рассказывает Галина Погодина.

На московской сцене Пуаре блистала в водевилях и опереттах.

«Волею судьбы она оказалась в Александринском театре, и в то время на его сцене царствовала Мария Савина. Поэтому Пуаре было сложно получить роли серьезного жанра. Через восемь лет она вынуждена была покинуть театр, потому что жизнь там не складывалась. Но у нее были поклонники, среди которых – князь Долгорукий», – говорит Галина Погодина.

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник». На фото - Мария Пуаре.

Авантюрный и смелый характер актрисы бросал ее в самую гущу событий. Так, Суворин, редактор «Нового времени», самой популярной газеты начала прошлого века, отправил ее военным корреспондентом на Дальний Восток. Она успевала давать благотворительные концерты и строчить очерки. В поездке заболела тифом, и ее еле спасли. Говорят, что под этим впечатлением и родился романс «Я ехала домой…».

Бурная жизнь актрисы вошла в более-менее спокойное русло с появлением графа Орлова-Давыдова.

«Они долго встречались, он поклонялся ей.

Орлов-Давыдов был серьезным чиновником и занимал важные посты, поэтому часто уезжал куда-то. А ей было за 40, и она обещала родить ему наследника, который был графу необходим для передачи наследства. Поскольку он долго отсутствовал, она симулировала беременность и рождение ребенка, видимо, взяв малыша из приюта. Все складывалось замечательно, пока не появился человек, который стал ее шантажировать, потом он рассказал мужу и стал шантажировать его. Орлов-Давыдов подал на свою жену в суд», – продолжает рассказ Галина Погодина.

Газеты буквально захлебывались от восторга – знаменитая актриса хотела присвоить себе миллионы, «сыграв» беременную! В это время Марию Пуаре уже заключили под стражу – постарался бывший муж.

В тюрьме она и сделала карты, чтобы скоротать время. Кстати, на бубновом тузе актриса оставила необычное послание.

По мнению Галины Погодиной, выбор карты был отнюдь не случайным. В гадании бубновый туз считается предвестником новых дел и начинаний, которые по каким-то причинам еще не осуществились.

«В конце концов суд ее оправдал. И еще долго люди обсуждали бы эту историю, но подоспела революция, и стало не до этого. Умерла Мария Пуаре в 30-х годах», – завершает рассказ Галина Погодина.

А в музее Федора Шаляпина есть портрет красавицы-актрисы, которая, как полагает хранительница музея, не раз встречалась с оперным певцом на одной сцене.

ВМЕСТО ВИЗИТКИ

Также в мемориальном фонде хранятся театральные костюмы. Для них приспособили огромные архивные шкафы. Чтобы добраться до платьев, музейный работник крутит ручку, открывая настоящее театральное богатство – около тысячи костюмов. Кстати, выставляют их довольно часто.

Среди костюмов затаилась коллекция, которую гости музея еще не видели. Ее экспонаты – главный балетный инструмент - пуанты. В коллекции собраны пуанты многих великих балерин: Тамары Карсавиной, Ольги Преображенской и даже Матильды Кшесинской, о которой снял фильм Алексей Учитель.

«Я не знаю, есть ли где-нибудь такая же коллекция балетных туфель. Так получилось, что коллекция началась с пуантов Марии Тальони.

Если вы будете рассматривать эту туфельку, увидите, что она сделана из тонкого шелка, внутри – лайка. Тальони первая из балерин встала на носки, так полагает исследователь балета Любовь Менделеева-Блок», – рассказывает Галина Погодина.


Эти туфельки были в коллекции Светлова – балетного критика. Он опекал нескольких балерин, писал о них, и в благодарность они оставляли ему свои пуанты. На пуантах Тальони – ее автограф. Пуанты дарили, словно визитную карточку. С годами менялись балетные техники, носок туфелек становился все жестче, а сами балерины брали в руки инструменты и всегда переделывали пуанты под себя, ведь изготавливались они одинаковыми.

Рядом с пуантами Кшесинской соседствуют балетные туфельки Галины Улановой.

«Она всегда сама прошивала носок, чтобы была большая сцепка с полом, не скользила», – поясняет хранительница музея.

Но это еще не все. Среди экспонатов также есть нежно-розовая балетная туника с поясом и косметика примы Мариинского театра. Кстати, в фонде музея даже хранится коробочка, на которой гражданский муж Улановой художник Вадим Рындин оставил послание: «Галя, я на заседании. Меня не жди. Целую, В.».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник». На фото - косметика Галины Улановой.

КОСТЮМ ЦИСКАРИДЗЕ

В прошлом году коллекция фонда снова пополнилась: один из самых титулованных артистов балета в России и ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе передал музею свой костюм, в котором он танцевал в балете «Жизель».

Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник». На фото - костюм Николая Цискаридзе
Закрыть