Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

На набережной Фонтанки хотят воссоздать бюст Александра II

Петербургский Союз художников планирует обратиться с этим вопросом к губернатору города
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Постамент от памятника Александру II на Фонтанке, 132, вновь в центре внимания. В декабре прошлого года художница Любовь Лисицына нанесла на него надпись «Никто I». Коммунальщики закрасили работу, но художница не сдалась. Следом за надписью «Никто II» появилась и «Никто III». Свои творения петербурженка размещает в Instagram.

Новый поворот

Судя по постам, «ожесточенная» борьба коммунальщиков и художницы продолжается по сей день – на постаменте периодически появляются новые надписи. За этой историей прячется еще одна, которая, в будущем, возможно, получит новый поворот.

В 2002 году петербургский художник и поэт Андрей Мельников искал своему сыну школу. Потенциальное учебное заведение оказалось недалеко от набережной реки Фонтанки. Однажды, по дороге в школу, Андрей с сыном проходили мимо постамента.

«Я сразу обратил на него внимание, правда, тогда не задумывался, был ли там кто-то или что-то установлен. Просто в один момент щелкнуло, что это нечто невидимое. Так и родился "Человек-невидимка", но не писателя Герберта Уэллса, а просто как экзистенциальное явление. Потом мы обсудили эту мысль в семье и родственники предложили зафиксировать идею. В один из вечеров мы пошли с сыном к постаменту, на скорую руку я сделал трафарет и с помощью него и краски нанес надпись "Человек-невидимка"», – рассказал в беседе с «Петербургским дневником» Андрей Мельников.

Спустя примерно неделю надпись закрасили коммунальщики, вспоминает петербуржец. Конечно, приятного мало, но приходить и восстанавливать надпись каждый вечер было нереально.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«Я смирился, что надпись закрасили. Позже оказалось, что мое творчество успели заметить, потому что спустя некоторое время появилась та же самая надпись, правда, сделанная мелом. Потом уже она периодически то появлялась, то исчезала», – сказал Андрей Мельников.

В скором времени художник обнаружил, что о памятнике «Человеку-невидимке» стали много писать в Интернете. «Я понял, что кусок камня перестал быть просто камнем. В 2015 году я разослал по СМИ исповедь, в которой рассказал историю "Человека-невидимки", а до этого я вновь нанес эту надпись на постамент. Но дело не в том, есть надпись или ее нет, сейчас "Человек-невидимка" – памятник, который закрепился в сознании многих людей», – говорит художник.

К слову, сейчас Андрей Мельников планирует легализовать «Человека-невидимку», чтобы на это место никто не мог больше претендовать. Петербуржец уже отправил несколько писем властям города и ждет их решения.

Вернуть на место 

В петербургском Союзе художников считают, что судьбу постамента должны решить власти города. Один из вариантов – воссоздать бюст Александра II.

«Я часто хожу по Красноармейскому мосту и вижу это несчастное место. Конечно, на него нужно обратить внимание губернатора Петербурга. Есть архитекторы, которые разработали проекты бюста Александра II и готовы воплотить их в жизнь. Сохранились его архивные фотографии, поэтому воссоздать вполне реально», – считает временно исполняющий обязанности председателя секции скульптуры петербургского Союза художников Алексей Архипов.

Более того, организация планирует обратиться к Александру Беглову, составив коллективное письмо, с просьбой заняться вопросом возвращения бюста.

СПРАВКА:

Бюст Александра II установили в 1892 году, уничтожили в 1931 году. Есть предположение, что скульптуру сбросили в воду. Бюст сделали по проекту архитектора Петра Самсонова руками скульптора Николая Лаврецкого.

Закрыть