Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Дмитрий Харатьян: «В фильме Гайдая я мог сняться вместе с Трампом»

Народный артист Дмитрий Харатьян решил отметить свой 60-летний юбилей и 45-летие со дня первого появления на экране именно в Петербурге. Почему он выбрал наш город и когда ждать продолжения знаменитого фильма про гардемаринов?

– Дмитрий, как-то даже неловко называть вас по имени-отчеству – так молодо вы выглядите.

– Меня часто спрашивают о секретах сохранения молодости, будто бы это мое основное достоинство. Приходится отшучиваться. Мол, это оптический обман. Просто в какой-то момент я изменил свою жизнь, бросил пить и курить, занялся спортом. И стараюсь не позволять старению набирать обороты. А может быть, это просто гены. Точного ответа на этот вопрос у меня нет.

– Тогда скажите, почему в свой день рождения вы решили выступить в Петербурге? 

– Это судьба. Здесь жили мои предки по маминой линии. Это открытие я сделал в Военно-морском архиве Петербурга. Мне удалось узнать, что здесь в 1825 году родился мой прапрадед по материнской линии Дмитрий Алексеевич Тизенко. Его сын Петр, внук Борис посвятили себя морскому делу. Причем Борис Петрович учился в той самой навигационной школе Петра I, выпускники которой получали звание гардемаринов. И так случилось, что мой герой Алеша Корсак окончил ту же школу.

Так что Петербург – мой второй родной город. Я отмечал здесь 50-летие. Праздник мне понравился. Поэтому, когда мне предложили провести вечер в БКЗ «Октябрьский», я вновь вернулся сюда.

– И когда мы увидим новый фильм про гардемаринов? 

– «Гардемарины»-4 – это продолжение истории про тех гардемаринов, которых мы любим и помним. Нельзя убивать персонажей, если их так полюбили зрители. Но, конечно, там есть история про молодых людей, их детей. Один из двух фильмов уже снят, он о мире. А второй – о войне – будет сниматься летом в Крыму. Он расскажет о второй русско-турецкой войне, в частности о Кинбурнском сражении. Это батальное полотно со сценами сражений на суше и на море. Хочу сказать, что новые гардемарины – это не продолжение прежних картин, а абсолютно новая история. Их объединяют только режиссер Светлана Сергеевна Дружинина и оператор Анатолий Михайлович Мукасей. В роли моего сына снимается Андрей Лаптев, выпускник Щепкинского училища. Дочку Ягужинской играет Ника Здорик. И между ними вспыхивают отношения. Интересно, что одного зовут Шурик, другую – Александра.

– В съемках участвовал и ваш сын? 

– Он там не снимался, но работал. Ваня – студент режиссерского факультета ВГИКа. Как раз сейчас заканчивает работу над короткометражкой. Он выбрал эту профессию сам, но, наверное, не без моего влияния. Просто он рос в такой семье, где все заняты культурой и искусством (жена Харатьяна Марина Майко тоже актриса. – Ред.). Эта среда его пропитала.

– Если «Гардемарины» только на подходе, то продолжение «Зеленого фургона» уже показали по телевидению. 

– Этот фильм был снят два года назад. Просто он ждал своего часа. И стал настоящим подарком к юбилею. Это история повзрослевшего Володи Патрикеева, увлеченного Конан Дойлем и дедуктивным методом. Но теперь это уже не романтичный юноша, а зрелый мужчина, который прошел через предательство, тюрьму, войну и потом вернулся в Одессу. Так что это совсем другая история.

К сожалению, актеров того первого фильма сегодня практически не осталось. Ушли Саша Соловьев, Александр Демьяненко, Борислав Брондуков, Костя Григорьев. Буквально недавно ушла из жизни Катя Дурова, даже не смогла посмотреть продолжение. Но я не могу об этом не вспомнить, потому что это мои друзья, товарищи, коллеги.

– В юбилей принято подводить итоги. Вы это делаете? 

– Конечно. Вся моя жизнь в кино и на сцене, все, что я успел сделать за 60 лет своего существования на Земле, – это итоги. Начиная с фильма «Розыгрыш» и заканчивая сегодняшним днем.

Впервые я взял в руки гитару в 13 лет. Услышал песню «Битлз» в исполнении двух молодых людей. И попросил их научить меня, пообещав взамен велосипед. Мне показали пару аккордов, и с тех пор гитара в моих руках. Правда, в «Розыгрыше» пою не я.

А вот в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» песню «Хелло, Америка» исполняю уже я сам. Этот фильм Леонид Гайдай начал снимать в 1991 году. И осенью, сразу после путча, я впервые оказался в Америке. Часть сцен снималась в казино «Тадж-Махал», принадлежавшем тогда будущему президенту США Дональду Трампу. Он даже хотел сняться в картине, но в результате этот эпизод сыграл сам Гайдай.

– А свой самый счастливый день помните? 

– Таких дней много, и почти все они связаны с моим днем рождения. Первый счастливый день рождения связан с Зиновием Ефимовичем Гердтом, который подарил мне фотографию со своим автографом и стихами. Он написал: «Дима, поздравить тебя просто необходимо в стихотворной форме. И обрати внимание на рифмы. Зиновий Гердт».

Зиновий Ефимович играл учителя химии в фильме «Розыгрыш». И весь класс расписался на моей увеличенной фотографии с фотопроб.

Второй подарок я получил в 1984 году: 21 января, ровно в мой день рождения, родилась дочь Александра. Вот два самых ярких подарка в моей жизни.

Я вообще считаю, что самая главная роль в жизни человека – это роль отца, мужа и сына. А роли, которые я играю в кино, только часть моей жизни.

– И все-таки не каждого актера поздравляет с юбилеем президент страны. 

– Да, это приятно. Главный смысл и цель моей жизни – приносить пользу, радовать людей.

Помните, как хорошо сказал Пушкин: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» Считаю, что это должно быть главным критерием для человека, который занимается искусством. Дмитрий Харатьян.