
Денис Беляев: на месте «Красного Бора» должен быть парк

В начале января полигон «Красный Бор» передали в федеральную собственность. На его месте может появиться парк. Почему это не единственный вариант развития этой территории? Как власти города планируют бороться с любителями фотосессий с животными на улице? Откуда у петербуржцев дома килограммы ртути, рассказал председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Денис Беляев
– Денис Сергеевич, планирует ли комитет подключаться к созданию новой зеленой территории на месте полигона «Красный Бор» или это зона ответственности Ленинградской области?
– Мы много раз обсуждали с Ленинградской областью вопрос использования территории полигона. Дальнейшая рекультивация подразумевает поэтапную очистку этих земель. Такой объект рекультивировать одномоментно невозможно.
Рекультивация – это не просто освобождение территории от каких-либо отходов, но и восстановление земель. На месте полигона изначально был лес. Поэтому один из возможных вариантов развития территории по итогу рекультивации – это создание парка.
За все годы работы полигона сформировалась довольно серьезная группа экспертов, которая вряд ли пропустит любое, кажущееся некорректным, предложение по дальнейшей судьбе полигона. Комитет, со своей стороны, также продолжит держать на контроле этот вопрос.
– В 2019 году Петербург занял восьмое место в «Национальном экологическом рейтинге регионов». Какие действия сегодня нужно предпринять в сфере экологии, чтобы в этом году подняться выше?
– Специалисты Комитета по природопользованию работают не для того, чтобы просто попасть в какой-то рейтинг. К тому же их довольно много и они зачастую весьма субъективны.
В «Национальном экологическом рейтинге регионов» есть критерии оценки, на которые можно влиять общими усилиями природопользователей: состояние атмосферного воздуха, земельных ресурсов, воды, создание особо охраняемых природных территорий. Нужно отметить, что освещение работы комитета в СМИ тоже влияет на место в рейтинге, как ни странно. Информация о деятельности комитета максимально открыта. Мы отвечаем на все запросы и вопросы журналистов и петербуржцев. Но повторюсь, что рейтинги – не самое главное.
На сегодняшний день можно констатировать, что вопросы экологии актуальны на любом международном мероприятии, поднимаются темы, которые раньше не звучали. Например, вопросы «зеленой экономики», климатических изменений, глобальных вызовов, связанных с экологией окружающей среды и всей планеты. Игнорировать все эти вопросы мы не имеем права.
– Комитет много лет сотрудничает с Финляндией по экологической тематике. Какой опыт финских коллег может перенять Петербург?
– В отношениях с Финляндией у нас появилось много традиций. С финскими коллегами мы планируем подготовить мероприятия к XX международному экологическому форуму «Экология большого города», к XXI международному экологическому форуму «День Балтийского моря» и многим другим. У нас сложились хорошие рабочие отношения с администрацией города Лахти. К слову, город Лахти был выбран экологической «зеленой столицей» Европы. Это дает ему определенные возможности, развитие сотрудничества, в том числе с Петербургом. Уже есть программы, в которых комитет также будет принимать участие. Предстоит огромный пласт работы по обмену накопленными финской стороной знаниями и опытом, к которым мы только подступаем. Взаимодействие с коллегами позволяет сориентироваться в быстро меняющемся мире, особенно по вопросам экологии и окружающей среды.
– В декабре комитет выписал штрафы на сумму более 4,4 миллиона рублей. За какие нарушения чаще всего штрафует комитет? И какова общая сумма штрафов за 2019 год – сколько денег удалось принести в бюджет за счет этого?
– За прошлый год комитет выписал штрафов на сумму 30 миллионов 36 тысяч 250 рублей. Больше всего штрафов выписывается в части обращения с отходами, примерно 31%. Такую же долю занимает охрана атмосферного воздуха, водных объектов, недр. Но дело не в том, сколько штрафов и какова их общая сумма. Гораздо важнее профилактическая работа, которую мы ведем по предотвращению нарушений. Профилактика имеет большее влияние, чем штрафы. Семинары, конференции, на которых мы рассказываем об изменениях действующего законодательства, о правоприменительной практике со специалистами различных организаций, экологов, имеет колоссальный интерес. Это, я считаю, более важная работа.
– Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию часто изымают животных на улицах Петербурга у людей, которые организуют с ними фотосессии. Планирует ли комитет выступить с предложением ужесточения законодательства на федеральном уровне, чтобы полностью запретить фотосессии с животными на улицах?
– Это, безусловно, серьезная проблема. На мой взгляд, существующие штрафы не пугают нарушителей. Больше всего люди боятся изъятия животных. Это отбивает у них желание нарушать законодательство. Комитет направлял со своей стороны в Государственную думу Российской Федерации предложения по увеличению штрафных санкций для физических лиц. Сейчас, насколько я знаю, вносятся поправки в законодательство.
Отдельно скажу, что с 1 января этого года вступил в силу федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». В нем четко прописано, что уличные фотосессии с животными полностью запрещены. Мы надеемся, что к сентябрю удастся внести все поправки и изменения в законодательные акты и будет определена мера ответственности за это нарушение.
– С какими вопросами петербуржцы чаще всего звонят в экологические службы?
– В Комитет по природопользованию поступает порядка 10 тысяч обращений в год, и больше всего – по ртутьсодержащим приборам. Кто-то разбивает градусники, а кому-то хочется сдать определенное количество ртути. Разбираемся, откуда она у них появилась, ведь счет иногда идет на килограммы. Это основной процент, остальные обращения – по части утилизации особо опасных химических веществ, разбитых люминесцентных ламп или вопросы о том, куда сдать лекарства, срок годности которых истек. Конечно, обращаются по поводу загрязнения водных объектов, нефтяных пятен. Не всегда информация по обращениям подтверждается, иногда у нас бывает, что в водоеме идет процесс цветения, а жители считают, что это загрязнение. При этом у нас работают аварийные службы, которые самым оперативным образом реагируют на эти обращения.
– На каком этапе находится работа по восстановлению реки Новой?
– Источник загрязнения установили оперативно. Вопрос, в принципе, уже решен. Источником была компания «Воздушные ворота Северной столицы». Сейчас сбросов в реку не производится, выпуск затампонирован. Причем для работы была создана комиссия, в которую вошли представители органов исполнительной власти, депутаты, активисты. Надо сказать, что многие из активистов стали нашими общественными инспекторами. Мы поддерживаем такую гражданскую позицию, когда люди видят проблему и рассказывают нам о ней. Причем ребята компетентные, молодые, активные.
С компанией «Воздушные ворота Северной столицы» работает Росприроднадзор. В прошлом году было проведено исследование реки с целью изучения ее состояния в разное время года. Получили определенные рекомендации от специалистов, заключили договор на проведение инженерно-изыскательских работ и проектирование, которые проводятся сейчас.
По результатам проектирования будет понятен план действий с этой рекой. Там необходимо будет произвести дноуглубление и очистку, вывести зараженные донные отложения, ликвидировать застойность пруда, повысить кратность водообмена, а это улучшит аэрацию. Работу планируем провести по всему руслу реки Новой, полностью закончить, думаю, сможем в этом году.
– Удалось ли установить причину загрязнения пруда в парке Александрино?
– Наши инспекторы отобрали пробы воды и изучили ее по 14 показателям. Превышение было только по фенолу, но, справедливости ради, надо сказать, что его зафиксировали и в прошлом году, оно не является напрямую связанным с этим загрязнением. При этом никаких договоров водопользования на сброс стоков в этот пруд нет. При изучении пруда и береговой линии не обнаружено выпусков и какого-то негативного воздействия. Существует версия, что это могли быть краски, которые наносятся на снег и лед. В один из дней, когда лед все-таки появился, такую краску на него нанесли, он растаял и попал в воду. Переживать не стоит, так как такие краски просто растворяются в воде.
– Осенью мы смотрели, как очищают дно реки Глухарки. Какие водные объекты планируется очистить в этом году?
– В этом году мы планируем провести второй и третий этапы работ по реке Глухарке. Также в этом году займемся изъятием донных отложений и дноочисткой восточного канала Юнтоловской дачи, Нижнего буферного пруда, Запасного пруда водоподводящей системы фонтанов Петергофа, реки Карповки, продолжим работы на реке Смоленке, специалисты возьмутся за участок от Наличного до Смоленского моста. Кроме того, на 2020 год запланировано проектирование по очистке рек Жерновка и Охта, канала Грибоедова, рек Пряжка, Новая, Оккервиль, Волковка, Лубья, Никольского пруда водоподводящей системы Петергофа.
– В Гладышевском заказнике создают эколого-патриотический маршрут. Установлены стенды с информацией о ценных природных комплексах и памятных местах. Какие работы в дальнейшем запланированы в заказнике? И есть ли планы по восстановлению или созданию подобных маршрутов в других заказниках города?
– В Гладышевском заказнике в рамках создания эколого-патриотического маршрута запланировано воссоздание траншейных линий, сооружение блиндажей. Мы установили несколько информационных стендов, где показано, как проходило наступление, там же есть справочная информация о бойцах и командовании. На этой территории была заложена роща памяти бойцов стрелковых полков, которая будет продолжена и в этом году.
На территории заказника «Сестрорецкое болото» находятся несколько неисследованных дотов, карельский укрепленный район, которые существовали в военное время. На этом месте также началось создание эколого-патриотической тропы. Сейчас ее длина составляет 1,5 километра. В этом году маршрут будет продлен, продолжится его обустройство с установкой информационных стендов.
К этой же территории примыкает Сестрорецкий рубеж, в экскурсионный маршрут к которому планируется добавить эколого-патриотическую тропу на территории заказника «Сестрорецкое болото».