«Зенит» в 50-е годы: рекорд результативности и место в одном шаге от пьедестала почета
Пятидесятые годы XX века – противоречивая эпоха перемен в стране, получившаяся неоднозначной и для «Зенита».
Создание Константина Лемешева
Зенитовцы начали 1950-е сложившимся коллективом, состав которого был почти неизменным. Команду выстроил тренер Константин Иванович Лемешев, стремившийся поставить агрессивную игру с акцентом на скорость и силовую борьбу.
Лидерами команды были обладатели Кубка СССР 1944 года – Леонид Иванов, один из лучших голкиперов в истории советского футбола, защитник Алексей Пшеничный, полузащитник Борис Левин-Коган, правый крайний нападающий Николай Смирнов. К старой гвардии присоединились в послевоенные годы защитник Николай Гартвиг, полузащитник Лазарь Кравец – фронтовик, кавалер боевых наград, а также форварды-инсайды Фридрих Марютин и Анатолий Коротков, центр нападения – Иван Комаров. В 1950 году дебютировал левый крайний нападающий Александр Иванов, переживший в родном городе блокаду.
После пятого места в чемпионате-1949 от «Зенита» ждали успехов, и подопечные Лемешева великолепно стартовали, одержав четыре победы подряд над клубами из Закавказья на их полях с общей разностью мячей 15-5. Но после этого рывка команда стала чередовать яркие выигрыши с громкими поражениями, много забивала, но и много пропускала.
В конце сезона у Лемешева обострились проблемы с сердцем, после матча с «Шахтером» 17 сентября его увезли в больницу, в которой он через несколько дней скончался. Талантливому тренеру было всего 43 года.
«Константин Иванович был замечательным тренером, настоящим интеллигентом. Он уважал футболистов, никогда не кричал, к каждому обращался на Вы. И мы его очень любили», – рассказывал автору этих строк Борис Левин-Коган.
Сезон 1950 года «Зенит» завершил под руководством Георгия Ласина, помогавшего Константину Лемешеву. Команда финишировала на шестом месте, установив два клубных рекорда: по количеству забитых мячей в одном чемпионате (70 в 36 матчах) и по числу голов лучшего бомбардира – Анатолий Коротков отличился 22 раза. Оба результата во времена СССР так и остались непревзойденными.
Честный футбол для болельщиков
В 1950 году произошло важное событие для отечественного футбола – 30 июля был открыт Стадион имени Кирова, возведенный по проекту Александра Никольского. Хотя его грандиозный замысел не был реализован полностью, арена стала крупнейшей в СССР. Первый матч на ней между ленинградским «Динамо» и «Зенитом» собрал 100 тысяч зрителей. Только в 1956 году в Москве был открыт Центральный стадион имени Ленина в Лужниках, незначительно превзошедший ленинградский по вместимости.
Футбол в Ленинграде болельщики любили, к тому же они видели в игроках таких же простых людей, как и они сами. Как вспоминал в беседе Борис Левин-Коган: «Мы зарабатывали на уровне квалифицированных рабочих, жили в коммуналках. Но у нас не могло быть и мысли, что матч можно продать или купить. И в команде мы не терпели нечестных людей. Один наш футболист, когда мы ехали на игру в поезде, попался на том, что воровал вещи у нас, своих товарищей. Так мы хотели его из вагона на ходу выбросить, он у нас в ногах валялся, пощады просил. Пожалели его, но из «Зенита» выгнали».
После ухода из жизни Константина Лемешева началась тренерская чехарда, ставшая нехорошей зенитовской традицией. Фридрих Марютин сетовал в беседе с автором статьи: «Каждые два года, а то и чаще, – новый тренер. У каждого свои взгляды на футбол, на игроков, каждый что-то менял. Не хватало терпения у руководителей дождаться, пока у них дела пойдут, и увольняли одного за другим».
В чемпионате-1953 «Зенит» вновь был близок к медалям, но, проиграв в последнем туре в Вильнюсе местному «Спартаку», который досрочно выбыл из класса сильнейших, занял пятое место.
Наши в сборной
В 1950-е годы советский футбол окончательно вышел из международной изоляции. Команда СССР дебютировала на крупном международном турнире, выступив на Олимпиаде-1952 в Хельсинки.
В сборной «Зенит» был представлен двумя футболистами – Леонидом Ивановым и Фридрихом Марютиным. Обоим было не занимать опыта, оба уже были удостоены почетных званий «Заслуженный мастер спорта СССР». Вратарь участвовал во всех трех матчах и, по общей оценке, во многих моментах выручил. Нападающий сыграл в легендарном матче со сборной Югославии, в котором наши, уступая 1:5, сумели вырвать ничью (5:5).
На первый для нашей сборной чемпионат мира в 1958 году в Швеции «Зенит» делегировал своего капитана Александра Иванова. В игре с англичанами (2:2) на его счету забитый мяч, во встрече с австрийцами (2:0) – голевой пас на Валентина Иванова, также он выступил против будущих чемпионов мира бразильцев и вице-чемпионов мира шведов в четвертьфинале.
Молодые и дерзкие
Смена поколений в футболе часто бывает болезненной, в «Зените» же она привела к достижению результата, который удалось превзойти лишь через два десятилетия, – четвертому месту в чемпионате-1958.
В середине 1957 года команду возглавил московский тренер Георгий Иванович Жарков.
«Он сразу сделал ставку на молодежь – заиграли Олег Морозов, Лев Бурчалкин, Роберт Совейко, Анатолий Дергачев, Николай Рязанов, Вадим Храповицкий, Владимир Мещеряков», – вспоминал будущий капитан «Зенита» Станислав Завидонов.
В сезоне-1958 ленинградцы бросили вызов грандам, показав зрелищный футбол и всего на одно очко отстав от московских армейцев в борьбе за бронзовые награды.
На заметку
Полузащитник Станислав Завидонов пришел в «Зенит» в 1957 году и сразу стал ведущим игроком. Его дуэт с Анатолием Дергачевым признавался одним из лучших в стране. Десять сезонов Завидонов был капитаном команды.
Нападающий Александр Иванов мог одинаково сильно сыграть и слева, и справа, славился скоростными рывками, умением сделать нацеленный пас с фланга в центр, мог и сам завершить атаку. Выступал за «Зенит» 11 лет (1950-1960). Стал первым ленинградским футболистом, принявшим участие в чемпионате мира.
Цифра
1,94 гола в среднем за игру – рекордный показатель «Зенита» в чемпионатах СССР, установленный в 1950 году. Тогда команда забила 70 мячей в 36 матчах.