Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Спасибо тебе, солдат: «Мальчик русский» Александра Золотухина

«ПД» рассказывает о фильме ученика Александра Сокурова, который точно можно назвать одной из самых уникальных военных драм

На Берлинском кинофестивале в 2019 году был показан первый фильм режиссера Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова «Мальчик русский». Это военная драма, отсылающая нас к событиям Первой Мировой войны, в которой принял участие и юноша ангельского вида с голубыми глазами, который только взглядом способен был обезоружить противника. Жаль, что на немецких солдатах этот прием не сработал.

Доброволец Алеша

Сюжет фильма «Мальчик русский» не так просто описать. Лента поделена на две части, которые не могли бы существовать друг без друга в интерпретации Золотухина.

В первой рассказывается про 16-летнего деревенского паренька, который вызвался добровольцем и отправился на фронт, чтобы стрелять немцев. Увы, но уже в первом бою наш Алеша попадает под газовую атаку противника и лишается зрения. С тех пор парень фактически становится сыном полка и начинает служить на зенитной батарее в качестве «слухача», который должен отслеживать приближение немецких самолетов и предупреждать об этом своих сослуживцев.

Вторая часть картины разворачивается параллельно первому сюжету. Это документальная съемка репетиции оркестра «Таврический» под управлением дирижера Михаила Голикова в центре «Лендок» в уже современном Петербурге. Музыканты готовятся исполнить концерт для фортепиано №3 и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова – композиции, которые должны стать «фоном» Первой Мировой войны в этом фильме.

Съемки репетиции нагло, но гармонично врываются в приключения слепого Алеши, создавая впечатления подготовки оды для русского солдата, всегда готового идти в бой. Впрочем, «Мальчик русский» - это и есть вариация низкого поклона военнослужащим любой эпохи в истории нашей страны.

Ученики и последователи

Разговор о стиле Золотухина просто жизненно необходимо связать с Сокуровым, автором «Русского ковчега», «Фауста», «Франкофинии» и других выдающихся кинопроизведений. Само собой, Сокуров известен не только в качестве режиссера, но и в качестве основателя собственной киностудии в Нальчике, которая уже дала стране ряд отличных молодых специалистов.

В первую очередь, это Кантемир Балагов, который привозил в Канны «Тесноту» и «Дылду», завоевал множество наград и даже попал в лонг-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но до «короткого» списка не добрался.

В этот же перечень попадает Кира Коваленко с ее чувственной драмой «Софичка» и Владимир Битоков с по-настоящему страшными «Глубокими реками» - одним из лучших фильмов минувшего «Кинотавра».

Кстати, Золотухин не скрывает, что Сокуров помогал в создании «Мальчика русского». К примеру, перед съемками он посоветовал прочесть автобиографию легендарного Федора Шаляпина «Маска и душа». Нет, в этой книге нет описания военных действий, но имеются детали, важные для событий, показанных в фильме.

Петербургское кино

Фильм Золотухина – настоящее петербургское кино. Посудите сами, в кресле художественного руководителя расположился Александр Сокуров, фильм производили на киностудии «Ленфильм», а его продюсером стал экс-руководитель студии Эдуард Пичугин.

На премьера фильма, которая состоялась в минувшую субботу, 1 февраля, в кинотеатре «Аврора» Золотухин рассказал, что съемки почти полностью прошли на территории города на Неве и Ленинградской области: Выборгский замок, Кронштадт, Колтуши – вот далеко не полный список использованных локаций.

Сперва ленту хотели назвать «Слухач», но количество материала и замыслы создателей постепенно расширялись. Поэтому было решено использовать другое название. Причем, порядок слов в нем очень важен. Инверсия превратила «Русского мальчика» в «Мальчика русского», что, как считает Золотухин, полностью меняет смысл фильма, делая образ главного героя собирательным, показывает национальный характер и его проявления в экстремальных условиях.

«Наш подход был больше основан на образности, на воспоминаниях, поэтичных решениях и уж точно не на конкретике. Историческое окружение не всегда достоверно, в нем есть степень условности. В этом и есть причина, почему нам потребовалось это отстранение», - отметил постановщик.

Отдельно Золотухин объяснил, почему его проект создан из двух совершенно несочетаемых деталей – войны и репетиции концерта. Таким образом «Мальчик русский» пытается начать свой разговор с современником, волнуясь за судьбу будущего поколения, ведь именно сейчас в разных странах создается различное оружие, пугающее своей мощью.

Неожиданный финал

Конечно, Александр Золотухин подсмотрел множество художественных приемом у своего учителя. Поэтому в его фильме самое сильное впечатление создает именно визуальная часть. Кадры в «Мальчик русский» редко похожи друг на друга в разных сценах. Где-то «зернистость» пленки намеренно увеличивается, а где-то, как в случае с газовое атакой, почти разъедается на глазах у публики. Кадры живут вместе с героями, отправляя Алешу в некое подобие сна, из которого нельзя выбраться, просто отрыв глаза.

Исполнитель роли Алеши молодой актер Владимир Королев на премьере признался зрителям, что до самого конца не знал, что именно ему придется играть. 19-летний молодой человек назвал свое попадание на главную роль «шокирующей новостью», добавив, что давно мечтал с друзьями сняться в большом кино, и это у него наконец-то получилось.

Королеву, как и другим участникам съемочной группы, пришлось нелегко. Их герои совсем не выглядели непобедимыми войнами, способными справиться с превосходящими силами противника. Они были обычными солдатами, «маленькими людьми», которые просто оказались на поле боя здесь и сейчас.

«Мальчик русский» заканчивается пленением Алеши и его теперь уже не просто сослуживцев, а друзей. Немцы заставляют их тянуть громадную пушку, превращая солдат в бурлаков с картины Ильи Репина. На этот пленка прерывается и идут финальные титры.

Золотухин объяснил и этот любопытный момент. Режиссер подчеркнул, что судьба русского солдата всегда была тяжелой. Из показанных в фильме кадров ясно, что дальше нашим героям будет еще труднее. Поэтому «Мальчик русский» закончился, как закончился. В первую очередь, из уважения к защищавшим и защищающим нашу родину героям. Золотухин точно снял одну из самых необычных военных драм в истории кино, где брутальность встречает хрупкую юношескую душу и заставляет зрителя пристально вглядеться в глаза простого паренька по имени Алеша.

«Мальчик русский» в кино с 6 февраля.

Закрыть