Яндекс.Метрика
  • Сергей Ильченко

Сергей Ильченко: «Шизофрения, как и было сказано»

Обозреватель «ПД» – о новом сериале «Ученица Мессинга»
Фото: «Петербургский дневник»

Первый канал в очередной раз решил погрузить свою благодарную аудиторию в мир потусторонних сил и явлений, мистики и банального страха от неизвестности нам будущего. Так публике явили в прайм-тайм новый сериал под завораживающим названием «Ученица Мессинга». Было или не было – так как это показано в сериале – нам не дано знать. Зато мы все увидели 16-серийный вариант версии биографии некой ученицы талантливого гипнотизера-экстрасенса.

Внимательный зритель сразу вспомнит, что с десяток лет назад нам уже демонстрировали сериал знаменитого режиссерского тандема Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время», в котором главного героя сыграл старательно загримированный Евгений Князев. Нынешняя версия исполнена сыном знаменитого оператора Владимиром Нахабцевым-младшим. А чтобы ни у кого не возникало подозрений в заимствовании сюжетов и эпизодов из предыдущего варианта кинобиографии, то и была взята за основу история о якобы существовавшей ученице великого магистра по внушению, некой Ольги Мигуновой.

Заодно был выбран и другой актер на роль всесильного манипулятора человеческим сознанием (и подсознанием тоже). Юрий Беляев, став Мессингом-2020, в общем-то неплохой актер, но грим ему придумали абсолютно отвратительный. Он выглядит как какой-то клоун на пенсии. Конечно, актер отчаянно сверкает глазами, делает пассы руками и всячески вибрирует своими голосовыми связками, но все это впустую. Я вижу в кадре актера Юрия Беляева, который пытается притвориться Мессингом. И поскольку у него не очень внятно получается, то возникшее ощущение недоверия распространяется на весь сериал и прежде всего на образ его ученицы – той самой Ольги, которую сыграла белорусская актриса Татьяна Чердынцева.

Она пытается как-то оправдать психологически ту гремучую и непонятную смесь между мелодрамой ее жизни и каким-то фантасмагорическим нагромождением несуразиц и мистических «страшилок» из сферы непознанной психологии человеческого бытия. Согласно сценарию ученица Мессинга является носителем некоторых уникальных компетенций и навыков, которые предстают на экране как некий набор совершенно невнятных особенностей внутреннего мира Ольги. На языке психологической науки большинство «эпизодов с мистикой» можно квалифицировать как очевидные признаки раздвоения личности центрального персонажа. И у этого состояния человеческой психики конкретного индивидуума есть вполне конкретный определяющий диагноз медицинский термин.

Двусмысленность существования героини в конкретных исторических и социальных условиях нашей страны постоянно преследует зрителей сериала, в котором, естественно, не обошлось без подлеца-чиновника, ярко сыгранного Александром Лыковым. Без попыток связать судьбу гастролирующей гипнотезерши с ключевыми событиями ушедшего века (Чехословакия-1968, Афганистан-1979) тоже не обошлось. Но все эти эпизоды выглядят как довески к мелодраматически-надрывному повествованию о честной девушке, в которой чудак Мессинг однажды разглядел какие-то сверхспособности и привлек поэтому ее к своей работе. Чем все закончилось – зрители узнали, досмотрев сериал до финала с его пафосно-мистическими вариациями в лице явления некой Голубой Дамы в исполнении Екатерины Вилковой. На самом деле после сериала и в отношении ученицы и самого великого магистра чародейства и магии на память приходит фраза из классики: «Шизофрения. Как и было сказано».