Яндекс.Метрика
  • Кира Смольковская

Петербург задает тренды: как дополненная реальность трансформирует праздничное оформление

Почему при оформлении города важно сохранить тот самый «узнаваемый петербургский стиль»? Зачем компании проводят социальные опросы? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал генеральный директор группы компаний «Мегаполис» Тагир Хусаинов

- Тагир, вы занимаетесь украшением города. Что нового появилось в вашей сфере?

- Несколько лет назад мы взяли вектор на внедрение новых современных интерактивных технологий в систему благоустройства и праздничного украшения городов, в том числе начали развивать новое направление дополненной реальности. В прошлом году мы адаптировали технологию и внедрили в уличные конструкции, как в праздничные, так и в элементы благоустройства городской среды. В этой сфере мы, пожалуй, первые в России. В целом дополненная реальность далеко не новое направление, его используют уже давно и весьма успешно. Технология активно развивается и пользуется большой популярностью совершенно в разных отраслях и областях, но в ее работе есть свои нюансы. Чтобы на смартфонах все работало хорошо, должны быть определенные условия: высокий уровень освещенности, QR-код, с которого можно легко считать информацию, приложения, работающие без запинок, поэтому часто технологию используют в галереях, музеях, где условия лучше, чем на улице. Конечно, многие компании давно разработали свои приложения с дополненной реальностью. Мы же впервые адаптировали и внедрили интерактивные метки в уличные конструкции. Задача оказалась непростая, мы столкнулись со множеством нюансов, на тестирование ушел примерно год. Наша основная задача была в том, чтобы все корректно работало в уличных условиях. В результате этой зимой жители порядка 20 городов России, в том числе Петербурга, соприкоснулись с дополненной реальностью в наших праздничных конструкциях. Приложение «Мегаполис AR», запускающее технологию, скачали порядка 100 тысяч человек по всей России. Мы проанализировали информационное поле, посмотрели на реакцию жителей и поняли, насколько это им интересно, особенно в праздники, когда проводится множество уличных мероприятий и все выходят на прогулку. Отзывы в целом положительные. Конечно, когда яркая праздничная конструкция дополнительно оснащена интерактивными технологиями, она пользуется еще большим успехом. Например, на Конюшенной площади в Петербурге у нас был установлен новогодний домик. Мы сами приезжали и наблюдали за тем, как жители и гости города взаимодействуют с конструкцией, домик привлекал внимание прохожих и многие останавливались, чтобы лучше его рассмотреть. Сама технология — дополненная реальность — только развивается и с каждым годом будет развиваться все больше. Поэтому сейчас мы занимаемся подготовкой всех наших локаций и конструкций к внедрению этой технологии.

- А к 9-му мая уже разработана какая-то концепция оформления городов?

- В этом году мы разработали конструкции к юбилейной, памятной дате, внедрив различный интерактивный материал — как развлекательный, так и обучающий. Некоторые конструкции мы оснастили дополнительными интерактивными метками, через которые жители городов смогут взаимодействовать с дополненной реальностью. Пока не могу сказать, в каких городах они будут установлены, но они пользуются большой популярностью, спрос на них уже есть. Так, на некоторых конструкциях будут транслироваться оригинальные кадры из военной хроники, на других — объемные модели популярной военной техники.


- Как вообще работает дополненная реальность?


- Дополненная реальность — это действия, которые происходят в реальном времени, окружающий нас физический мир дополняется некими элементами, интерактивным контентом. С помощью специальных меток эти элементы запускаются на гаджетах: человек скачивает приложение по QR-коду, наводит камеру на метку. Появляется виртуальный контент, с которым пользователь может взаимодействовать. Например, в наших зимних конструкциях были интерактивные анимированные персонажи, с которыми можно было сфотографироваться или снять видео. Также через приложение можно было поделиться фото или видео с друзьями или разместить в социальных сетях.


- Что интересного сделали этой зимой в нашем городе?

- Все проекты в Петербурге мы реализуем в рамках исполнения государственного контракта с Городским центром рекламы и праздничного оформления при Комитете по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга. В этом году мы установили конструкцию с дополненной реальностью на Малой Конюшенной улице, она оказалась очень популярна у горожан и гостей города. Также компания уже несколько лет украшает мосты Петербурга, самый яркий пример — ротонды на Дворцовом мосту. Часть новогодних конструкций можно было увидеть в Александровском саду, на набережных, часть — на Невском проспекте. Как правило, это некое комплексное оформление города, в рамках которого мы реализуем отдельные проекты.

- Вы используете арт-объекты как элементы благоустройства города. Получается, у них не только развлекательная функция…

- Как известно, в России выполняется Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды». Существенная часть нашей деятельности также направлена на ее реализацию и развитие положительного имиджа территорий. Мы создаем комфортные и функциональные общественные зоны в городе, применяя также элементы «классического благоустройства»: скамейки, беседки, урны в парках и скверах, игровые зоны, современные навесы и арки. В этом году мы представляем новую линейку продукции — парклеты — зоны отдыха, которые могут быть установлены на небольших локациях, даже на парковках. Это мировой тренд, в России он представлен далеко не в каждом городе. Мы разработали целую линейку функциональных парклетов, которые включают в себя места для отдыха со скамейками, велопарковки, игровые зоны для детей с грифельными досками и качелями, тентами и навесами. Основная идея такова: парклет позволяет создать комфортную зону, где человек может среди города присесть и отдохнуть. Естественно, все эти зоны дополняются озеленением. Жителям Петербурга особенно важен вопрос озеленения территорий и создания комфортных зон отдыха. А арт-объекты же выполняют эстетическую и имиджевую функции. Все знают, что с хорошим арт-объектом будут фотографироваться и делиться фотографиями в социальных сетях, а значит будет расти популярность локации, формироваться положительный имидж, прийти сюда захочется и жителям города, и туристам.

- На какие арт-объекты сегодня есть запрос у петербуржцев, на ваш взгляд?

- Как известно, в Петербурге своя история, свой менталитет и свое представление обо всем. Москва несколько лет назад задала тренд по формированию общественных пространств. У нас не так много подобных пространств с видом на благоустроенные набережные, куда может прийти молодежь и провести там время с пользой. По сути, это Новая Голландия, порт Севкабель и еще пара новых локаций. Но у нас много парков, где люди просто отдыхают. В этом плане в городе большой потенциал для создания общественных пространств и зон отдыха. Жителей много, в выходные, если погода хорошая, каждый куда-то выходит и идет гулять, поэтому потребность в этих локациях большая. Что касается визуальной части таких пространств, то мы все-таки смотрим в сторону «современной классики» и благоустраиваем территории выдержанными стильными решениями. Нам важно, чтобы скамейки, креативные беседки и перголы, например, вписывались в городское пространство и гармонировали с архитектурой и ландшафтом.

- Вы проводите социальные опросы среди жителей о том, какими они видят общественные пространства?

- Практика проведения социальных опросов в России была не так сильно развита, ситуация начала меняться буквально в последние несколько лет. Совсем недавно те же архитектурные бюро задумались о значимости мнения жителей. Наша компания с прошлого года начала вводить эту практику в комплексные проекты. Правда, не в Петербурге, а в менее крупных городах, где мы реализовывали проекты по благоустройству. Сейчас очень удобно проводить опросы в режиме онлайн. Когда мы устанавливаем арт-объекты или оформляем территорию, всегда стараемся следить за реакцией жителей. Анализируя сейчас запросы на будущий летний сезон, предполагаю, что мы будем и дальше взаимодействовать с жителями и развивать это направление для более успешной и эффективной реализации наших проектов.

- А летом какие будут сюрпризы? Или это зависит от результатов конкурсов, в которых вы участвуете?

- Сейчас очень популярно благоустройство придомовых территорий. У застройщиков непростая задача — не просто построить дом, а при этом создать комфортную среду вокруг него. В этом им также помогает наша компания. Есть конструкции, которые практически всегда представлены в ассортименте. Среди новинок — парклеты, скамейки, дизайнерские перголы, навесы, функциональные беседки и остановки. Что касается WOW-эффекта, то это относится скорее к арт-объектам. Они разрабатываются индивидуально под запросы каждого заказчика и конкретный город или локацию. Поэтому трудно сказать наперед, что это будет. Сейчас, например, популярна целая линейка арт-объектов, которая устанавливается в рамках одного города или парка, создавая функциональную систему.

- А урбанисты в вашей компании есть? Советуетесь с ними, как и где лучше расположить конструкции и объекты?

- У нас компания полного цикла. Есть свое производство, где мы создаем все конструкции — как для украшения города, так и для его благоустройства. В том числе у нас есть урбанисты, дизайнеры, которые разрабатывают проекты уникальных конструкций, малых архитектурных форм, инженеры. Мы самостоятельно разрабатываем и проектируем конструкции и каждый сезон выпускаем каталог для потенциальных заказчиков. Затем любой город России может сделать запрос по конкретному продукту, а дальше мы начинаем с ним работать. Мы выезжаем на конкретную территорию, ее исследуем, фотографируем, изучаем генеральный план, архивные документы и предлагаем некое концептуальное решение. Конечно, один заказчик хочет просто украсить парк или сквер несколькими скамейками или поставить велопарковки, другой хочет понять, как лучше: со скамейками или без, условно говоря. Кому-то нужно распределить правильно потоки людей, добавить информации на территории. Все зависит от задач. Одно из интересных и относительно новых наших решений— площадки для дрессировки и выгула собак – опять же активно набирающее популярность направление благоустройства.

- Вы также занимаетесь созданием уникальных тематических изделий. Расскажите поподробнее, как выбираете тематику для коллекций?

- Часто наши заказчики не хотят ломать голову и придумывать концепцию украшения территории самостоятельно, ведь на это нужно время. Чаще всего они этим временем не обладают. Для этого каждый сезон мы разрабатываем какое-то количество универсальных решений, включающих в себя и арт-объекты и фотозоны, и консоли на опоры освещения, световые перетяжки, ели и многое другое. Делаем тематические коллекции в едином стиле, чтобы заказчик просто мог подобрать определенную коллекцию под свою локацию. Разработкой таких коллекций занимается наш креативный отдел, они придумывают тематику, а дизайнеры уже в дальнейшем отрисовывают изделия. На практике из 50 идей мы отбираем лишь 8-10 топовых, которые идут в работу. Конкурс большой, в штате работает очень много талантливых дизайнеров.

- В Петербурге регулярно проводят конкурс на создание малых архитектурных форм. Практика показывает, что многим людям по душе традиционные формы из черного камня на постаменте. Как вы считаете, возможно ли уйти от этой практики в сторону более современных форм?

- Если возможно, то постепенно. Но тут возникает вопрос, насколько нам это надо? Потому что с одной стороны, наша компания всегда «за» креатив. И во многих городах мы с удовольствием работаем над подобными проектами. У Петербурга есть своя фишка: архитектура города, ландшафт, визуальный стиль. Все это привлекает туристов. Это наш имидж, наши корни. И не факт, что от них нужно уходить. Вопрос, на мой взгляд, в разработке таких малых архитектурных форм или арт-объектов, которые с одной стороны, будут современными с точки зрения посыла и функционала, а с другой будут гармонировать с архитектурным наследием города. Конечно, для нас это не простая задача, но при этом амбициозно интересная.