Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Опасная миссия за десять номинаций на «Оскар»: «1917» Сэма Мендеса

«ПД» рассказывает об одном из главных фильмов 2019 года, который наконец-то добрался до российского проката

Военная драма «1917» британского режиссера Сэма Мендеса уже получила кучу наград и всерьез поборется за десяток статуэток от Американской киноакадемии. Критики от фильма просто без ума, все восхищаются стилем, лаконичностью и красотой проделанной работы. На Западе премьера «1917» состоялась еще в декабре 2019 года, а до российского проката фильм доберется лишь на этой неделе и станет одним из главных киноукрашений января, а может, и года.

О депеше

Франция. Апрель. 1917 год. Первая мировая война в самом разгаре, траншеи прорыты, а вокруг этих зияющих грязных ям лежат погибшие бойцы. Впрочем, сейчас над полем боя нависла гнетущая тишина, после которой должны прогреметь выстрелы и вновь начаться сражение.

В этой атмосфере уже не первый день живут два молодых британских солдата – Блэйк (Дин-Чарльз Чепмен) и Скофилд (Джордж Маккэй). Начальство бравых молодцев подготовило для них важную и опасную миссию. Приятелям предстоит добраться до лагеря союзников и остановить их наступление, ведь немцы планируют новую атаку, в которой могут погибнуть сотни военнослужащих, в том числе и брат Блэйка. Для наших героев выполнение задачи становится священной миссией, но их главных враг – не нацисты, а время: его у Скофилда и Блэйка считанные часы.

О Мендесе

К своим 54 годам уроженец Рединга Сэм Мендес снял всего 12 фильмов, но почти каждый из них достоин отдельного упоминания. Само собой, особняком стоит «Красота по-американски» с Кевином Спейси в главной роли. Этот фильм принес Мендесу пока единственный «Оскар» за лучшую режиссуру.

В арсенале британца есть криминальная драма «Проклятый путь» с Томом Хэнксом, мелодрама «Дорога перемен» с Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо и очередной проект бондианы с Дэниэлом Крэйгом «007: Координаты "Скайфолл"». Да и в сериалах Мендес потрудиться успел – «Страшные сказки» и «Пустая корона». Проще сказать, что постановщик за карьеру успел поработать во всех жанрах, кроме военной драмы, теперь эта ситуация исправлена.

Кстати, пойти на съемки «1917» Мендес решился после рассказа своего дедушки Альфреда, ветерана Первой мировой войны. Финальные титры режиссер посвятит именно ему, что делает «1917» по-настоящему личным фильмом для Мендеса.

Для режиссера не стало открытием то, что его фильм оказался столь популярен у публики. Он считает, что ленты о войне всегда пользуются спросом. «Я полагаю, что кинематографистам и зрителям нравятся картины о войне, потому что в них люди показаны на грани своих возможностей. Вы видите их такими, какие они есть, и пытаетесь понять, почему это произошло, прочувствовать переживания героя», – сказал Мендес в недавнем интервью порталу Cinema Blend.

О съемке

Главным плюсом «1917» стала работа оператора. Именно за монтаж и восхитительные кадры хвалят фильм голливудские эксперты. Как утверждается в описании к проекту, драма снята двумя дублями без монтажных склеек. Некоторые сцены приходилось буквально переделывать с самого начала, даже если у кого-то из актеров потухла сигарета.

Тут в бой вступают еще два весьма известных специалиста, без которых Мендес не смог бы снять столь эффектное кино. Это оператор Роджер Дикинс и монтажер Ли Смит. В первую очередь Смит известен по работе с другим британским мастером – Кристофером Ноланом. Вместе с ним монтажер создавал «Начало», «Интерстеллар», «Темного рыцаря» и «Дюнкерк». Кстати, именно за него Смит получил премию «Оскар».

Статуэтка от Американской киноакадемии есть и у Дикинса, прославившегося после фильмов «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Чтец» и «Ураган». Только «Оскар» оператор получил не за них, а за неоново-нуарный «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева.
   
При просмотре «1917» монтажные склейки все же замечаешь. Причем куда больше, чем указано в сопроводительных к фильму материалах. Да и съемка одним планом, без нарезок – далеко не новшество. Аналогичный прием, пусть и частично, Нолан использовал в своем «Дюнкерке», а Алехандро Гонсалес Иньярриту – в «Бердмэне». Поэтому Мендесу нужно было что-то еще для успеха «1917» в прокате и прессе.

О фильме

Стивен Спилберг, Теренс Малик и Фрэнсис Форд Коппола – каждый из этих грандов киноиндустрии когда-то обращался к теме войны, пытаясь показать ее жестокость, кровавость и бесполезность. Мендес идет по тропам славы, протоптанным до него, и продолжает выставлять военные баталии в самом худшем свете, избегая собственных оценочных суждений, полностью отдавая свой фильм зрителям.

«1917» – это приключение длиною в один день, которое полностью завязано на актерской игре. Да, в кадре появятся Марк Стронг, Эндрю Скотт, Колин Ферт и Бенедикт Камбербэтч, но основной фронт работ все равно достанется Чепмену и Маккэю – артистам, имена которых мало что говорят широкой отечественной аудитории. Поэтому за их игрой последить вдвойне интересно.

Если рассматривать «1917» как цельный продукт, то удивить публику Мендес не смог. Его проект понятен от начала и до конца. Мотивации, сюжетные решения и диалоги – все тут по-простому и буднично. Феномен в том, что именно минимализмом и простотой «1917» выгодно отличается от других военных драм. У фильма есть нерв и динамика. «1917» категорически рекомендуется смотреть только на большом экране, ведь именно в этом и заключается главная задача Мендеса – максимально погрузить толпу в «филиал ада», который режиссер на два часа открыл в зрительном зале. Как и положено говорить в таких случаях, лучше один раз увидеть, чем сто раз об этом прочитать.

«1917» в кино с 30 января.

Закрыть