Единый день огня артиллерии прошел на полигоне в Ленобласти

Сегодня на территории полигона Кирилловский в поселке Каменка войска Западного военного округа (ЗВО) отработали слаженность артиллерийских расчетов. Вместе с бойцами на полигон отправился корреспондент «Петербургского дневника».
За деревьями в боевом азарте бьет пулемет, глухо ухают взрывы. Впереди обширное заснеженное поле, где оборудованы укрепленные орудийные позиции, среди которых деловито снуют артиллеристы в зимних маскхалатах.
Неподалеку от нас в мерзлую землю врыто несколько самоходок «Акация» с орудиями в 152 миллиметров. Поблизости оборудован наблюдательный пункт корректировщиков огня, за машиной в массивных деревянных ящиках лежат снаряды, каждый весом в 40 килограмм.
Офицер-инструктор, наблюдающий за действиями экипажа САУ, отдает приказ: «Снаряд!»
Заряжание гаубицы раздельно-гильзовое, то есть в канал ствола сначала досылается снаряд, а затем гильза с метательным зарядом. По команде двое бойцов поднимают заряды и подают через задний люк внутрь боевой машины.
С хриплым треском оживает рация: «Снаряд готов», – докладывают из САУ.
Офицер: «Снять с предохранителя».
Рация: «Предохранитель снят».
Офицер: «Внимание, орудие!»
Рация: «Выстрел!»
Оглушающий грохот и языки пламени из ствола возвещают о произведенном выстреле. Вдали вздымается облако комьев земли, пока снег вокруг боевой машины чернеет и начинает таять.
Офицер: «Недолет. Заряжай!»
В считанные минуты САУ готова к новому выстрелу. Снова грохот. Как в замедленной съемке, земля вокруг цели, установленной вдали полигона, вздыбливается, надувается, как пузырь, и вместе с уничтоженной целью разлетается на мельчайшие осколки.
Удовлетворенно скрипит рация: «Цель поражена».
Сразу несколько «Акаций» дают залп где-то позади, все вокруг окутано желтоватой пороховой дымкой. Свою лепту в общую канонаду вносят дивизион противотанковых орудий и 120-миллиметровые пушки-минометы «Нона-К».
Артиллеристы отдельной гвардейской мотострелковой бригады общевойсковой армии ЗВО проводят учения в так называемый «Единый день огня артиллерии». В частности, для недавно принявших присягу военнослужащих по призыву это первые боевые стрельбы. Бойцы отрабатывают приведение орудий в состояние боевого применения, наведение на цель, отрабатывают нормативы по загрузке-разгрузке боекомплекта и поражению целей.
«Сегодня на завершающем этапе боевого слаживания расчетов орудий мы провели контрольные занятия. У нас в бригаде проводилось выполнение боевой задачи 1А – поражение неподвижных целей при стрельбе прямой наводкой», – поясняет начальник артиллерии бригады гвардии подполковник Руслан Мазур.
– Для призывников это первые боевые стрельбы, как они с ними справляются? – спрашиваю у него.
– Для военнослужащих, проходящих службу по призыву и только что закончивших курс молодого бойца, это первые стрельбы. За месяц с небольшим они получили необходимые теоретические знания, прошли практические занятия без боевой стрельбы. Считаю, что цели учения достигнуты, личный состав успешно справился с задачей, что показали практические стрельбы, – ответил начальник артиллерии бригады.
Вокруг нас грохот орудий, но громкие голоса артиллеристов слышны, невзирая ни на что: «Правее возьми! Выше!», «Ствол чистый, откат нормальный! Цель поражена» и т.д.
– Как будете готовить личный состав дальше?
– Сейчас они выполняли задачи в составе расчетов, а следующее занятие – это уже боевые стрельбы взводов, – говорит подполковник Мазур.
Он также пояснил, что Единый день огня артиллерии – это комплекс мероприятий, на которых разворачиваются учебные места, где проводятся занятия по специальной и технической подготовке, отработке стрельбы и управления огнем, разведка и определение координат целей.
– В век ракет и новейших технологий артиллерия не утратила свое значение?
– Роль артиллерии всегда будет важна: как говорится, пот артиллериста бережет кровь пехоты. Пусть есть ракетные войска и новые технологии, но еще ни один бой не был выигран без нас. Артиллерия непосредственного подчинения играет важнейшую роль в бою, – подчеркнул Руслан Мазур.