Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

В подземке отмечают юбилей «бессменного капитана» Владимира Гарюгина

29 января исполняется ровно 30 лет с тех пор, как Владимир Гарюгин возглавил Петербургский метрополитен. За это время произошло многое. Открытие новых станций, внедрение инновационных технологий... Как строилась и развивалась подземка в эти десятилетия?
Фото: «Петербургский дневник»

Ровно 30 лет назад Ленинградский метрополитен вступил в новую эпоху, в которой живет до сих пор. Сотрудники подземки сами выбрали себе директора. Им стал Владимир Гарюгин, потомственный железнодорожник, которому предстояло определять развитие главного транспорта Северной столицы в ближайшие десятилетия. В метрополитене подчеркнули: это первый и единственный начальник, избранный на эту должность решением трудового коллектива, он с большим перевесом опередил своих конкурентов на этот пост.

Для молодого специалиста это был огромный кредит доверия и, как показало время, правильный выбор предприятия.

Трудные 1990-е

Владимир Гарюгин родился в Ярославле, с 1966-го по 1972 год учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.
После окончания вуза работал на Октябрьской железной дороге, откуда пришел на работу в метрополитен. В наши дни его называют «последним красным директором» среди руководителей крупнейших предприятий Петербурга.

Не нужно объяснять, насколько трудными были 1990-е годы для страны, для города и для его инфраструктуры.

«Я очень благодарен Владимиру Александровичу, который помог нам в сложный период 1990-х годов, когда совершенно не было денег. Мы постоянно ездили в Москву по министерствам. И всегда вдвоем», – вспоминал директор ОАО «Метрострой» с 1991-го по 2017 год Вадим Александров.

Испытание размывом

Эта работа принесла плоды – до 2000 года в городе открылось семь станций метро. Среди них – двухъярусная «Спортивная», которой нет аналогов в петербургской подземке.

Размыв между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» стал новым вызовом для специалистов. В одном из многочисленных интервью Владимир Гарюгин рассказывал: «Когда я подписывал приказ о закрытии участка, эти переживания не передать – люди строили, а я вынужден закрыть. Такой длины размыва – без малого полкилометра – в истории не было».

Участок между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества» запустили в 2004 году. Для города это стало настоящим событием.
Почти 10 лет, пока строили новые тоннели, около полумиллиона человек ежедневно сталкивались с огромными транспортными трудностями. Бесплатные автобусы не могли взять на себя весь объем перевозок и всегда были забиты до отказа.

«Неоценимую поддержку Владимир Гарюгин оказал нам во время ликвидации размыва. Когда в 2004 году мы открывали участок "Лесная" – "Площадь Мужества", это была наша общая победа. Если бы мы не были вместе с метрополитеном в единой связке, ничего этого сделать бы не удалось», – рассказал корреспонденту «ПД» Вадим Александров.

Тройной узел

За 30 лет в Северной столице открыли 22 станции. Особо стоит отметить первый и пока единственный тройной пересадочный узел «Сенная площадь» – «Спасская» – «Садовая». Метро ушло в Приморский район до «Комендантского проспекта». 

К чемпионату мира по футболу 2018 года открылись «Новокрестовская» и «Беговая». Была поставлена точка в долгостроях – «Адмиралтейской» и Фрунзенско-Приморской линии.

«За годы существования ленинградское – петербургское метро стало настоящим символом города. Без него не представляют своей жизни ни горожане, ни туристы», – отметил Владимир Гарюгин.

Черный день

Долгие годы петербургское метро работало без перебоев. И только в один-единственный день все станции закрыли для пассажиров – 3 апреля 2017 года в тоннеле между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» прогремел страшный взрыв.

Сначала в это трудно было поверить. Никогда ранее в нашей городской подземке трагедий подобного масштаба не происходило. Осознание ужаса пришло, когда покореженный взрывом поезд доехал до станции «Технологический институт».

В результате теракта погибли 15 человек и сам террорист-смертник, 67 получили ранения. 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов пронес в метро два взрывных устройства. Одну из бомб – огнетушитель, начиненный взрывчаткой и металлическими поражающими элементами, – он оставил на платформе станции «Площадь Восстания». Она не взорвалась, устройство вовремя обнаружили бдительные сотрудники метро.

К первой годовщине теракта метрополитен издал «Книгу памяти», посвященную жертвам взрыва. А в декабре 2019 года 11 фигурантов дела получили наказание.

Сплошной контроль

Трагедия заставила усилить меры безопасности в метро. На всех станциях появились пункты досмотра, было создано специальное подразделение транспортной безопасности. В 2019 году его признали лучшим в России.

Но были и очень спорные меры. Например, летом 2017 года на четырех станциях с наименьшим пассажиропотоком – «Спасской», «Звенигородской», «Электросиле» и «Крестовском острове» – метрополитен начал эксперимент с тотальным досмотром пассажиров.

Сотрудники станций пускали людей небольшими группами, закрывая за ними двери на ключ. Сначала пассажиров просили пройти через рамки металлодетекторов, а потом отправляли в досмотровую зону. Так метрополитен хотел проверить возможности службы досмотра с перспективой ввода подобной системы на всех станциях. Однако эксперимент вызвал шквал негатива у пассажиров и от него отказались.

«Нужно соблюдать принцип разумности: и людям не мешать, и делать максимум для того, чтобы обеспечить безопасность метрополитена», – уверен Владимир Гарюгин.

Инновации в метро

Новые технологии не обошли петербургскую подземку стороной. Сегодня в метро внедрена система бесконтактной оплаты проезда, в том числе банковскими картами, пассажиры могут удаленно пополнить свой проездной. Состояние здоровья и даже настроение машиниста контролирует система «Штурман». В декабре 2017 года завершился проект по оснащению всех линий петербургского метро беспроводным Интернетом.

Из других нововведений последних лет – на красной и зеленой линиях работает новый подвижной состав, который помогает метрополитену экономить электроэнергию. Председатель Комитета по транспорту Александр Головин отметил: город и дальше ждет от метрополитена внедрения новых технологий.

«Метро остается важнейшей транспортной артерией Петербурга и связывает во­­едино разные районы. Четкая работа всей этой сложной системы – результат ежедневного труда специалистов-метрополитеновцев, и в первую очередь она зависит от решений, принимаемых руководителем предприятия Владимиром Гарюгиным», – отметил Александр Головин.

Больше станций

Все собеседники «ПД» считают, что сегодня Петербургский метрополитен соответствует мировым стандартам. Правда, полагают они, станций должно быть гораздо больше.

«Метрополитен соответствует требованиям того времени, в котором он существует, со всеми его достоинствами и недостатками. Владимир Александрович остается его бессменным мудрым капитаном, сохраняя стабильность в работе и без­опасность самого быстрого городского транспорта», – отметил историк петербургского метро Дмитрий Графов.

Закрыть