Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

К «Полутора комнатам» прибавилось: музей Бродского откроют 24 мая

Но в тестовом режиме он заработает в феврале
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Музей поэта Иосифа Бродского постепенно обрастает новой историей. Квартира на втором этаже Дома Мурузи по Литейному проспекту, 24, на минувших выходных приняла первых гостей. Среди них – журналист, писатель, телеведущий Леонид Парфенов. В начале февраля музей откроет свои двери для петербуржцев и гостей города в тестовом режиме. А полноценно должен заработать 24 мая, в день рождения поэта.

МУЗЕЙ ВДОХНОВЕНИЯ

Четырехкомнатную квартиру в 2018 году выкупил бизнесмен и инвестор Максим Левченко. Она соседствует с квартирой Иосифа Бродского на втором этаже дома, по той же лестничной площадке.

«Мы сидели в гостиной с Максимом Борисовичем и директором Музея Анны Ахматовой Ниной Поповой и единодушно пришли к выводу, что в квартиру нужно приглашать гостей. Тестировать ее, смотреть на реакцию посетителей, чтобы понять, сколько человек можем вместить сейчас. Нина Ивановна предложила пригласить известную, медийную личность Написали Леониду Парфенову – он согласился. И приехал к нам накануне своего 60-летия, а подарок в итоге он сделал нам - своим приездом. Эта встреча представителей общественности, властей города, всех неравнодушных к судьбе музея, некая репетиция перед открытием», – рассказывает архитектор проекта Анастасия Демидова-Рындина.

Квартира кажется безумно длинной. Такой ее делают два стекла, установленных с двух концов анфилады. Стены очищены буквально до основания, под штукатуркой прятался красный кирпич. На пол уложена фанера.

«Квартира нужна, чтобы создать некое общественное пространство, где мы говорим не только о Бродском, но и ведем образовательную и культурную деятельность, просвещаем людей, обсуждаем литературу. Возможно, чтобы вдохновить людей, у нас уже есть примеры, когда люди приходили, видели печатную машинку и говорили, что хотят такую же, а кто-то шел и покупал проигрыватель с пластинками. Это такой музей вдохновения», – говорит архитектор.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

СТЕЛЛАЖИ ИЗ ФАНЕРЫ И ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА 

Культурно-образовательная работа начинается с гостиной. Здесь стоит книжный стеллаж – практически библиотека Бродского, то есть книги которые стояли у поэта в библиотеке, например, энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Шекспир, Пушкин, Соснора. У каждого гостя есть возможность прийти, сесть за стол и почитать любую из них. Кстати, столы, установленные по периметру окон, вдоль всей анфилады, тоже собраны из фанеры. На них стоят винтажные лампы, один стол украшает печатная машинка, на другом разложены фотографии, а на подоконниках можно найти бутылки виски и проигрыватель с пластинками.

За стеной с книжным стеллажом пространство для встреч, общения, проведения мероприятий, лектория, где можно посидеть, попить чай. Предполагается, что здесь сделают барную стойку, если демонтируют перегородку с книжным стеллажом и еще одну, чуть поодаль. Таким образом, пространство вдоль всей анфилады, возможно, станет свободным и открытым для любых маневров. К слову, сейчас есть задумка сделать «открытую стройку», то есть у всех посетителей будет возможность прийти и посмотреть, как будут идти ремонтно-реставрационные работы в помещениях музея.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

«Очень много архитекторов работали над концепцией создания этого пространства. Сначала мы приходили в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с одной концепцией, постепенно появлялись другие варианты развития этого пространства. Пока нельзя сказать, что все, что мы видим, так и останется, – поясняет Анастасия Демидова-Рындина. – Все, что здесь сейчас есть, – это временное. Но наши первые гости отметили, что у нас хорошо и уютно, и предлагают даже оставить все, как есть».

ПУТЬ К БРОДСКОМУ 

При входе в музей, как оказалось, можно повернуть не только направо, но и налево. В этой части находится небольшое выставочное пространство. Здесь планируется делать экспозиции. Сейчас стены украшают работы фотографа-художника Государственного Эрмитажа Юрия Молодковца. На фото запечатлены знаменитые «Полторы комнаты». Путешествуя дальше по пространству музея, посетители попадают в ту самую коммунальную квартиру №28, где Бродский прожил с родителями около 20 лет. В первую очередь гости видят комнату с эркером.

«Сейчас идут переговоры с Музеем Анны Ахматовой, чтобы в ней разместить вещи Бродского. Стены украшают фотографии американского кабинета поэта из его последней квартиры в Бруклине. Сейчас посреди комнаты мы поставили стол, так как, вероятно, здесь мы и сделаем тот самый американский кабинет», – говорит архитектор.

В этой комнате интересная история с полами, рассказывает архитектор. После эмиграции Иосифа Бродского родители поэта перестелили пол. «Мы начали реставрацию, раскрыли подлинный пол. Сейчас поправляем, перекладываем паркет и клеим уже на растительные клеи, то есть если вдруг придется полностью вскрывать полы, мы его можем снять с помощью спирта, например», – рассказывает Анастасия Демидова-Рындина.
Из комнаты с эркером, посетитель, проходя по небольшому коридору коммунальной квартиры, попадает в знаменитые «Полторы комнаты». Здесь удалось обнаружить вторую арку, которая отделяла комнату родителей от «Полутора комнат». Получается, что их на самом деле было две.

«Мы хотим оставить пространство этой комнаты пустым, так как подлинных вещей Иосифа Бродского у нас сейчас пока нет. Если нам вдруг хоть одну такую передадут на время, то мы ее с радостью в этой комнате разместим. Но никакого «фейка» мы сюда приносить не хотим. У нас есть фотографии квартиры, которые сделал Михаил Мильчик после того, как Иосиф Бродский эмигрировал. С помощью них сделали проекции, показывая, где размещалась та или иная вещь, стояла мебель, а также показываем фотографии самого Бродского», – поясняет архитектор.

Однако есть два основных нюанса, которые «подвисли в воздухе». Во-первых, соседка по квартире №28 Нина Федорова пока не дала своего согласия на то, чтобы передать помещения кухни и коридора для музея. Во-вторых, жителям дома не нравится, что посетители музея заходят в него через парадную по улице Короленко, 14. И если с решением первого вопроса пока решили взять паузу, то со вторым варианты есть. Один из них – сделать отдельный вход, например, через помещение кальянной на первом этаже здания. В этом случае попасть в музей можно будет через винтовую лестницу.