Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

На ленинградских рубежах: в каком состоянии находятся ДОТы Великой Отечественной войны

До наших дней сохранилось немало следов существования оборонительного рубежа «Ижора»

Тысячи ленинградцев участвовали в возведении системы оборонительных сооружений на подступах к осажденному Ленинграду. Сотни ДОТов и ДЗОтов, огневые точки с башнями от танка КВ прикрывали подступы к осажденному городу. До наших дней лучше всего сохранились сооружения оборонительного рубежа Ижора, чьи могучие бетонные стены служат напоминанием о битве за Ленинград.

На севере, где фронт с финнами поддерживал Карельский укрепрайон, прорыв был практически исключен. Наиболее опасным направлением оставалось южное, где возводились капитальные пулеметные и артиллерийские сооружения. В ДОты превращались и угловые квартиры в нижних этажах каменных домов.

Вдоль шоссе Стрельна - Ленинград немецкие танки неоднократно предпринимали ожесточенные попытки прорваться к городу. Проспект Стачек укреплялся на всем протяжении от Автово до проспекта Газа. Огневая точка была устроена даже на Нарвских воротах.

Согласно ведомости оборонительных сооружений внешних рубежей обороны Ленинграда, представленной на портале «Архивы Санкт-Петербурга», только на южном направлении было построено: тяжелых артиллерийских и пулеметных ДОТов и ДЗОТов – 1077. легкого типа– 590.

ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ

Хранящийся в Центральном архиве Минобороны РФ «План внутренней обороны города Ленинграда» от 9 октября 1942 года, определял как внешние, так и внутренние рубежи обороны. В частности, внутри города создавалась система узлов сопротивления и опорных пунктов, опирающихся на жилые массивы, кварталы, с такими же задачами в условиях уличных боев.

К примеру, основными опорными пунктами внешнего южного укрепрайона определены: Автово, Дом советов, Купчино, Кирпичный завод, станция Сортировочная. А внутренняя оборона представлена тремя секторами обороны, объединяющим 21 боевой участок.

В случае прорыва внешнего и трех внутренних рубежей обороны, последняя линия проходила бы по Неве от Галерной гавани до Уткиной Заводи. Важнейшие узлы обороны: Васильевский остров и Петроградский район с Петропавловской крепостью и всеми мостами. К счастью, до этого не дошло. Однако тогда никто не знал, как будет развиваться ситуация, город был готов биться до последнего.

К слову, на информационном портале «Архивы Санкт-Петербурга» опубликовано письмо директора института этнографии академии наук СССР Исаака Винникова к Жданову и секретарю василеостровского райкома ВКП(б) Шишмареву с протестом против устройства огневых точек в здании Кунсткамеры. Директор института опасается, что могут быть повреждены редчайшие экспонаты.

«Я считаю своим долгом обратить внимание военного совета Ленинграда на необходимость принятия всех возможных мер для обеспечения сохранности накопленных столетиями ценностей музея», - пишет Винников.

РУБЕЖ ИЖОРА

Большинство оборонительных сооружений, возведенных вокруг Ленинграда, не сохранилось до наших дней. Прежде всего, это связано с тем, что в период с 41-го по 43-й год строились ДЗОТы, то есть деревянно-земляные огневые точки, и так называемые сборные ЖБОТы.

Как пояснил краевед и один из создателей народного музея «ДОТ рубежа «Ижора» на улице Димитрова Денис Шаляпин, ЖБОТы возводились из подручных материалов. В отличие от классического ДОТа, такие конструкции не лились из монолитного бетона на месте установки, а собирались как конструктор из бетонных блоков и при необходимости довольно быстро разбирались вновь. До наших дней ЖБОТы практически не сохранились. Другое дело, литые ДОТы оборонительного рубежа Ижора, созданные в 1943 году после прорыва блокады.

«Строительство оборонительного рубежа Ижора стало возможно после восстановления сообщения с остальной страной. Естественно, что по Дороге жизни никто не стал бы вести сухой бетон, везли еду. А когда сообщение было восстановлено и необходимые материалы стали поступать в город, началось сооружение Ижоры», - рассказывает Денис Шаляпин.

Он обратил внимание, что строительство рубежа шло ночью, были созданы стройотряды из молодых ленинградских девушек, которые возводили многокилометровый оборонительный рубеж ДОТов по упрощенной схеме. При этом каждый дот был оборудован независимыми источниками питания, вентиляцией, позволявшей пережить газовую атаку, системой охлаждения пулеметов и так далее.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ОТПОР

Командир поискового отряда СПбГУ «Ингрия» Евгений Ильин акцентировал внимание, что ДОТ может играть положительную роль в боевых действиях только в одном случае: если между укреплениями создана развитая траншейная система. Сами по себе отдельно стоящие ДОТы не способны оказать эффективный отпор.

«Вспомните ДОТы в районе Гатчины, хорошие, крепкие сооружения, но траншейная сеть была не подготовлена. Немцы обходили ДОТы, заходили с тыла и подрывали укрепления, либо гарнизоны подрывали сами себя», - рассказывает Ильин.

Как отметил Шаляпин, снести ДОТы крайне сложно, поэтому, когда город рос, большинство огневых точек просто обошли стороной. На сегодняшний день один из ДОТов рубежа оборудован в народный музей, внутреннее убранство которого восстановлено активистами по крупицам и позволяет окунуться в атмосферу 1943 года.

Отметим, что на проспекте Славы также восстановлен ДОТ рубежа Ижора с башней танка КВ-1. В 2014 году находку обнаружил краевед Алексей Седельников. Команда энтузиастов откопала бетонный объект и восстановила танковую башню. Сейчас огневая точка превращена в памятный знак.

БУНКЕР-МУЗЕЙ

Еще одой важной частью обороны города были бункеры – сложные подземные сооружения, созданные, чтобы защитить узлы командования воинскими частями и флотом. В январе этого года стало известно, что один из них – бункер адмирала Трибуца на Петроградской стороне, который в годы войны был командным пунктом Балтийского флота, может стать частью Музея обороны и блокады Ленинграда. Об этом рассказал руководитель инициативной группы по сохранению бункера Максим Мосенжник.

Работы по восстановлению бункера начались три года назад: до этого времени он находился в заброшенном состоянии и полностью был наполнен мусором. Сейчас инициативная группа собирается полностью его восстановить и сделать на базе бункера музей.

«В планах – создание Музея Краснознаменного Балтийского флота. Хотелось, чтобы в этом году, но должна быть проведена реставрация. Мы завязали контакты с Музеем обороны Ленинграда – взять бункер в качестве филиала музея», – рассказал Максим Мосенжник.

Директор Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик отметила, что такая идея действительно существует.

«Вопрос находится в стадии обсуждения. Итогового решения о судьбе бункера стоит ожидать, когда будут документы о том, что бункер принадлежит на правах оперативного управления Музею обороны», – прокомментировала Елена Лезик.