Яндекс.Метрика
  • Сергей Соин

Андрей Кононов: «Некоторые исторические темы всегда будут восприниматься другой стороной крайне остро»

Член Общественной палаты Российской Федерации VI созыва, генеральный директор Международного благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца» рассказал о российско-польском противостоянии

–  Уважаемый Андрей Анатольевич! Международный благотворительный фонд «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца» начиная с 2015 года ведет масштабную работу по увековечению памяти воинов Красной Армии, погибших при освобождении Польши от нацизма в 1944-1945 годах. Вы часто бываете в этой стране – иногда по нескольку раз в год. Скажите, откуда в принципе у вашего фонда интерес к Польше? Это делается, как раньше бы сказали, в соответствии с лозунгом «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!»? Или это нормальный патриотический порыв, ответ на остро ставящийся запрос российского гражданского общества?

–  Знаете, сейчас стало модным везде видеть некую «руку Кремля». Нечистоплотные политики в ряде западных стран пытаются поднять свои рейтинги, дабы удержаться у власти, сколотив свой политический капитал, используя инструментарий откровенной русофобии. По их мнению, это дешевое и верное средство, тем более что им активно потакают влиятельные международные силы. Тот факт, что многочисленные обвинения против России не только бездоказательны и основываются на смехотворных мифологемах типа «хайли лайкли», но и лишены здравого смысла, там никого не интересует. Нас пытаются «наказать» за то, что Россия не встает в лакейскую позу, не бежит исполнять указания «мудрого Запада», который на поверку оказывается не таким уж и всезнающим. Мир в целом перестает быть западноцентричным – коллективный Запад впервые за несколько столетий испытывает дефицит положительной динамики в формировании глобальной картины мира. Это нервирует и раздражает. В отношении России сейчас используется любая возможность, чтобы навредить, а там, где это не получается, – бьют по больному. К сожалению, нынешняя власть в Польше избрала именно такой путь.

Существует скоординированная и основанная на ложной евро-атлантической солидарности историческая политика, потакающая ревизионистам разных мастей. В глумлении над фактами участвуют, кстати, не только представители Восточной Европы. Что дальше? Открытое оправдание нацистских преступников, ревизия не имеющих сроков давности итогов Международного военного трибунала в Нюрнберге?

– Но Польша и здесь всех перещеголяла?

–  Думаю, что не открою страшную тайну, если скажу, что в целом россиян мало заботят внутренние политические изменения, происходящие в других странах, в частности в Польше. Вместе с тем после прихода осенью 2015 года к власти в этой стране партии «Право и справедливость», верхушка которой, мягко скажем, не питает симпатии к России, ситуация с отношением к советскому военно-мемориальному наследию в этой стране резко ухудшилась.

–  Что вы конкретно имеете в виду? Польское руководство решило снести все советские памятники на своей территории?

–  После принятия летом 2017 года сеймом Польши поправок к закону о запрете пропаганды коммунизма и иного тоталитарного строя (так называемому «закону о декоммунизации»), в соответствии с которым все памятники Красной Армии де-юре подпадают под ликвидацию, всем рационально настроенным представителям российского гражданского общества стало понятно, что с памятью о героизме наших солдат стали бороться не только на словах, но и на деле.

К сожалению, несмотря на наше активное противодействие этому через международные организации, общественные структуры, польские политиканы смогли снести десятки памятников советским воинам-освободителям, расположенные вне мест воинских захоронений.

Но многое нам удалось отстоять! Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить весь коллектив российского посольства в Польше за слаженную и четкую работу по взаимодействию с нами в деле сохранения советских памятников и захоронений в этой стране. Посещая Польшу с делегационными визитами, всегда встречаемся с руководством нашего диппредставительства, прислушиваемся к их советам и координируем с ними свои действия.

–  В России все чаще раздаются голоса, что полякам нужно ответить симметрично, дать такой зеркальный ответ, чтобы стало, наконец, понятно, что наши памятники в Польше трогать не стоит. Как вы относитесь к такой позиции?

–  Плохо отношусь. Зеркальный ответ – это как? Катынский мемориал, что ли, разрушить? Кощунственный бред. Тем, кто такое предлагает, можно посоветовать или с головой подружиться, или заняться чем-то другим, а не общественной деятельностью. В современной России существует тенденция восстанавливать, а не разрушать, тем более когда речь идет об исторической памяти, с которой мы обращаемся очень чутко и бережно. Общаясь с руководством МИД России, Минобороны России, Минкультуры России, региональными властями, могу заверить, что у нас существует абсолютно четкий настрой на неукоснительное соблюдение всех имеющихся обязательств в этой сфере, включая соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 года, действие которого распространяется на российские захоронения и места памяти (памятники) на территории Польши и на польские – на территории России соответственно.

–  МИД Польши, посольство Польши в Москве неоднократно заявляли, что их главная задача – очистить публичное пространство от символов коммунизма, к которому поляки действительно симпатий не питают. Это правда?

–  Во-первых, о том, что мемориальный объект должен быть при этом исключительно элементом захоронений или военных кладбищ, как в последние годы утверждает польская сторона, называя такие памятники «символическими», в вышеупомянутом соглашении речи не идет.

Во-вторых, вопрос совсем не в коммунизме. Уничтожить существовавшую в поколениях благодарность за спасенную жизнь и подаренный мир, изменить матрицу сознания в угоду конъюнктурным политическим интересам – в этом цель современного польского руководства. В России у каждого мало-мальски знакомого с международной обстановкой Польша в последнее время воспринимается как страна, где сносят советские памятники. Это сознательный выбор государства, который в итоге приведет к полному банкротству: историческую правду победить нельзя.

–  Может быть, ситуация с советскими памятниками в Польше временная? Может, надо запастись терпением и подождать, пока пройдут выборы и к власти в Польше придет более адекватная политическая сила?

 –  Факты говорят об обратном. После известных трансформаций на рубеже 1980-90-х годов и распада социалистического лагеря, оценки общего исторического прошлого у России и Польши год от года все больше расходились и к началу XXI века стали, из-за «изысканий» польской стороны, совсем полярными. Сейчас в ранг официальной идеологии там возведены заведомо ложные, антиисторичные и кощунственные тезисы о тождественности коммунизма и нацизма, равной ответственности «двух тоталитаризмов» за преступления по отношению к польскому народу, «проигрыше» Польши во Второй мировой войне, поскольку, мол, по ее итогам страна оказалась в социалистическом лагере и т. д. С упорством, достойным лучшего применения, в современной Польше тиражируются мифы, которые везде давно документально опровергнуты.

Как известно, до 2014 года под руководством ректора МГИМО (У) МИД России, академика РАН А.В. Торкунова и бывшего министра иностранных дел Польши А. Ротфельда работала группа по сложным вопросам, вытекающим из истории российско-польских отношений. В итоге получилось, что главный труд этой группы «Белые пятна – черные пятна: сложные вопросы в российско-польских отношениях» представляет собой сборник разношерстных, идейно несвязанных статей. Причем хорошо заметно, что если российские историки стараются нащупать определенные компромиссные моменты, то тональность польской части безапелляционно-обвинительная. Из-за этого ни о каком сближении позиций речи не может идти в принципе. Польский истеблишмент, который, при всех своих серьезных внутриполитических расхождениях, к выстраиванию отношений с Россией подходит на удивление единодушно, при молчаливом согласии общества, давно назначил себе «исторического» врага и борется с ним всеми средствами. 

–  Последний виток российско-польского «исторического» противостояния начался с выступления президента Российской Федерации В.В. Путина во время неформального саммита лидеров СНГ в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года и его комментария личности посла Польши и Германии в 1930-х годах, которого наш президент назвал «сволочью и антисемитской свиньей».

–  Здесь вынужден вас несколько скорректировать. Во-первых, началось все задолго до 20 декабря прошлого года и упомянутой вами речи нашего президента, и не мы начали ревизию истории, ставя на одну доску нацистских преступников и их приспешников и воинов-освободителей и Советский Союз. Были декларация Европарламента о европейском дне памяти жертв сталинизма и нацизма от 2009 года, резолюция Европарламента о важности сохранения исторической памяти для будущего Европы (от сентября 2019 года). Мы долго и скрупулезно убеждали западников, в том числе по линии общественности, что это ложный путь. Новизна в том, что теперь мы будем делать это более настойчиво, публикуя архивные материалы.

Во-вторых, В.В. Путин дал на самом деле не личностную характеристику самому польскому послу Липскому, а в целом в такой иносказательной форме охарактеризовал всю политику Польши в 1920-30-е годы. И когда смотришь архивные документы, то она уже не кажется такой уж невинной жертвой агрессии.

–  То есть тот исторический образ польского солдата, который представлен в великой картине Ю. Озерова «Освобождение» и впитанный у наших граждан практически с молоком матери не соответствует действительности? Как же советско-польское братство по оружию? Как же герои обороны Вестерплятте в сентябре 1939 года?

– А с братством по оружию мы и не спорим. Оно действительно было, и мы очень горды, что вместе с нами плечом к плечу в той же Берлинской операции в апреле-мае 1945 года участвовала 200-тысячная 1-я армия Войска Польского.

Однако это в некоторой степени ошибка советских властей, когда, руководствуясь благими намерениями, не желая обижать наших союзников по социалистическому лагерю, СССР создал лакированную картинку и серьезно отбелил «черные пятна» на прошлом ряда братских стран народной демократии, включая Польшу.

–  Вы имеете в виду довоенную Польшу?

–  Да, безусловно. Понимаете, за почти пять лет работы по восстановлению советских захоронений в Польше, общения с поляками я воочию убедился, что Польша – это исторически очень мифологизированная страна. Прошлое там сильно романтизировано. Польский исторический нарратив представляет собой сказочный коллаж из склеенных между собой отдельных фактов. Вторая Речь Посполитая, просуществовавшая с 1918 по 1939 год, – это якобы постоянные балы шляхты в усадьбах, мужественные уланы, интеллигентские салоны, успехи польской авиации и др. В массовом общественном сознании отсутствуют неприглядные стороны того времени.

–  А они были? Ну не сталинский же террор бушевал в довоенный Польше?

–  Вот вы знаете, что такое Береза-Картузская? Это концлагерь, созданный властями Второй Речи Посполитой в 1934 году для внесудебного содержания политических противников режима Пилсудского. Всего через лагерь прошло без малого 10 тысяч человек. Много это или мало? В сравнении с количеством жертв политических репрессий в СССР – немного. Но если рассматривать трагедию каждого конкретного без суда и следствия заключенного там человека – цифры совершенно ужасные. А как оценивать чудовищный государственный антисемитизм в межвоенной Польше? Евреи в Польше в те годы были абсолютно дискриминируемы – им было запрещено работать на госслужбе, с середины 1930-х годов во всех университетах были специальные скамьи для иудеев – обособленные места на задних рядах. На других местах студенты-евреи сидеть не имели права.

Центральная фигура для нынешнего польского госстроительства и исторического мифотворчества – маршал Пилсудский – пришел к власти в результате кровавого военного переворота в мае 1926 года и установил режим «санации» – «морального очищения» с подавлением любого инакомыслия, оппозиции, несвободой печати и т. д. Нельзя не признать, что Польша 1930-х годов – это авторитарная, крайне правая военная диктатура с сильным налетом антисемитизма.

Внешняя политика Польши того времени особой порядочностью тоже не отличалась. Ведь нельзя забыть, что Польша стала первым европейским государством, которое заключило соглашение с Третьим рейхом – Пакт Гитлера – Пилсудского в 1934 году, фактически легитимировав его на международной арене. Помним мы и об иррациональной и в итоге гибельной политике Варшавы, направленной на блокирование любых попыток Советского Союза выстроить систему коллективной безопасности в Европе против набирающего силу нацизма в 1930-е годы. Польша в открытую заигрывала с Гитлером, делила вместе с нацистами Чехословакию. Это неоспоримый факт.

–  Но с польскими попытками навязать всем свое видение тоже не все гладко. Последняя напряженность, связанная с отказом от поездки президента Польши Анджея Дуды на Всемирный форум памяти жертв холокоста, который проходит в Израиле в мемориале «Яд ва-Шем» 22-23 января, тому свидетельство.

–  Вообще-то Дуду в Израиль пригласили. Он не захотел ехать, потому что ему там отказались предоставить слово для выступления. С другой стороны, возникает резонный вопрос – а почему должны были? Польша, безусловно, пострадала от нацизма, особо тяжелые испытания выпали на судьбу еврейского населения страны. Аушвиц, Треблинка, Белжец, Собибор, Майданек, Варшавское и Лодзинское гетто – от этих названий до сих пор стынет кровь в жилах. Это места, в которых зло проявилось в своей абсолютной форме. Мы, российские общественники, никогда не смиримся с попытками забыть, оправдать, обелить античеловеческую и антисемитскую сущность германского нацизма. Вместе с тем нацисты творили злодеяния против евреев не только в Польше, но еще на оккупированных территориях России, Белоруссии, Украины, в Венгрии, Латвии, Литве, Молдавии, Нидерландах, Словакии, Франции, Чехии, Югославии. Почему должен выступать только Дуда? А остальные? 

Да и в общем в Израиле, в котором есть улица имени советского лейтенанта Александра Печерского – руководителя восстания в лагере смерти Собибор в 1943 году, а 9 мая – это государственный праздник, с антироссийскими нападками, которыми совершенно точно изобиловала бы речь президента Польши, выступать было бы как-то даже непристойно.

В целом в такой ситуации мы видим очередные потуги польского истеблишмента выделиться на общем фоне. Польша постоянно претендует на эксклюзивное восприятие. Им очень хочется стать в чем-то «самыми-самыми». Не имея возможности быть главным победителем или главной жертвой войны, там теперь стараются преподнести себя либо как освободителей Европы от коммунизма, либо как единственное государство-жертву двух тоталитарных режимов. Но получается пока плохо. 

–  В текущем году нам предстоит отпраздновать 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне в целом. С какими результатами мы выходим на финишную прямую?

–  Следует признать, что, несмотря на усилия государств в рамках международных структур – ООН, ОБСЕ и Совета Европы, в целом ряде стран открыто ведется пропаганда нацистских идей и ценностей, нивелируются базовые принципы мироустройства, выработанные по итогам Второй мировой войны и победы объединенных наций над нацизмом.

Самое серьезное беспокойство сложившаяся деструктивная ситуация вызывает у российской общественности. Россия всегда призывала партнеров занимать последовательную и жесткую позицию по отношению к историческому ревизионизму.

Хотелось бы напомнить, что, несмотря на сложные советско-польские отношения в межвоенный период, роль Красной Армии в событиях 1944-1945 годов современниками оценивалась однозначно. Советские солдаты были героями-победителями. Польское население встречало Красную Армию именно как освободительницу. Мир с благодарностью помнит благородную миссию по спасению от уничтожения гитлеровцами в лагерях смерти или порабощения славянских, еврейского и других народов Польши. Отнюдь не без помощи со стороны СССР было восстановлено польское государство со всеми атрибутами – границами, языком, флагом, гербом, гимном, вооруженными силами. И мы чувствуем за это гордость, несмотря на все попытки вырвать у нас то, что завещало поколение победителей. Память о советском солдате-победителе мы в обиду никому не дадим.

– Грядет 27 января – особая для нашего города дата. Каково ваше личное отношение к ней?

–  С учетом того, что мы сегодня с вами в целом много времени уделили Польше, вопросам истории Второй мировой войны и борьбы с фальсификацией прошлого, 27 января – это совершенно особый день. Во-первых, это будет первая крупная дата юбилейного года. Во-вторых, 27 января переплетаются воедино Международный день памяти жертв холокоста, установленный решением ООН и приуроченный к освобождению самого крупного лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) 27 января 1945 года войсками 1-го Украинского фронта, и День снятия блокады города Ленинграда. 27 января – это не только день скорби и напоминание о бесчисленных жертвах еврейского народа Европы во время холокоста и жителей Северной столицы в ходе крупнейшей гуманитарной катастрофы всей Второй мировой войны, коей стала блокада. Убежден, что символизм даты в том, что в конце концов добро и свет победили мрак и зло, а человеческая природа, несгибаемый энтузиазм, борьба за правое дело, жажда жизни нанесли поражение антигуманизму коричневой чумы.

–  А что могут сделать общественники для сохранения исторической памяти?

–  Работа проводится большая. Кроме нашего фонда активно работают на этом треке Международный общественный фонд «Российский фонд мира» (председатель правления – Л.Э. Слуцкий), Комиссия по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Общественной палаты Российской Федерации (председатель – Е.В. Сутормина), Российский еврейский конгресс. У нас хорошие контакты, мы не соперничаем, а помогаем друг другу. Цель одна – защитить историческую правду.

При этом мы не занимаемся какой-либо пропагандой. Нам важно спокойно и четко донести свою аргументированную и подкрепленную документами позицию до здравой и небезразличной части граждан других стран, в том числе Польши. 

И, главное, мы исходим из того, что разные подходы к вопросам нашей общей истории вполне допустимы, а некоторые исторические темы всегда воспринимались и будут восприниматься другой стороной крайне остро. И в этих случаях лучше проявить даже чрезмерную деликатность и осторожность, что будет куда большим объединяющим фактором, чем под видом поиска правды заниматься упреками и нравоучительством.

Могу вас заверить, что мы наших героев одних в беде не оставим и в обиду не дадим! Будем всеми силами защищать памятники воинам-освободителям в Польше и других странах Европы и впредь.

–  Большой международный проект «Бессмертные имена» – это один из таких инструментов?

–  По итогам проведения первого в 2018 году конкурса на предоставление грантов президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в перечень победителей вошел проект «Бессмертные имена». Основная идея проекта «Бессмертные имена» заключалась в сохранении и восстановлении военно-мемориального наследия за рубежом, в увековечении памяти бессмертного подвига воинов Красной Армии, погибших при освобождении Польши в 1944-1945 годах.

Одними из главных целей проекта было укрепление связей с соотечественниками за рубежом посредством вовлечения в мероприятия проекта; восстановление мест захоронений советских солдат на территории Польши; проведение торжественно-траурных мероприятий на объектах реализации проекта; информационная кампания проекта с широким освещением в СМИ.

А что конкретно было сделано в рамках проекта «Бессмертные имена»? Вы удовлетворены его реализацией?

–  30 октября 2018 года в городе Радом Республики Польша в рамках проекта «Бессмертные имена» состоялась торжественная церемония открытия восстановленного кладбища воинов Красной Армии. Военное захоронение на православном кладбище Радома находилось в запущенном состоянии. Нами были восстановлены 80 могил советских освободителей, в которых перезахоронены останки 1625 воинов Красной Армии и 633 советских военнопленных. Известны имена только 227 человек, остальные покоятся безымянными, работа продолжается.

В церемонии неслучайно принял участие первый и единственный польский космонавт, Герой Советского Союза, генерал бригады Войска Польского Мирослав Гермашевский. Одним из героев, покоящимся в Радоме и чье имя известно, является гвардии рядовой И.Ф. Климук, погибший в декабре 1944 года. Именно совместно с его сыном, дважды Героем Советского Союза, генерал-полковником авиации П.И. Климуком, в 1978 году господин М. Гермашевский совершил полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6».

8 декабря 2018 года проект «Бессмертные имена» завершился в польской деревне Горынь Мазовецкого воеводства торжественной церемонией открытия отреставрированного памятника не месте братского захоронения не менее 700 советских военнопленных немецкого лагеря Шталаг-307, зверски замученных и расстрелянных нацистами в 1942-1944 годах.

Реализация проекта в Польше стала возможной благодаря поддержке Фонда президентских грантов, руководства Санкт-Петербурга, Министерства обороны Российской Федерации, посольства Российской Федерации в Республике Польша, а также сотрудничеству с партнерами фонда.

Хотелось бы также отметить, что 31 января 2019 года представлена брошюра проекта «Бессмертные имена». В ней содержится информация о реализации проекта, в качестве информационно-документального подспорья представлены выдержки из архивных документов Минобороны России относительно освобождения Польши Красной Армией в 1944-1945 годах.

–  Насколько успешной вы сами признаете деятельность Международного благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца», который вы возглавляете?

–  Сделано действительно очень многое. Не хотелось бы, чтобы это было воспринято как самореклама, мы не к этому стремимся, но деятельность фонда показательна.

На сегодняшний день фонд в значительном объеме софинансировал ремонтно-восстановительные работы на целом ряде советских военно-мемориальных объектов. Восстановлены шесть крупных кладбищ, два памятника, проведены две научно-практические конференции. В мае 2018 года нами был организован крупный проект «Поезд дружбы ветеранов России и Польши». Москву посетила делегация польских фронтовиков, которые сражались против немцев вместе с войсками Красной Армии. В рамках 75-летия Победы с привлечением потенциала Фонда президентских грантов в Польше реализуется очередной проект – «Солдаты Священной Войны – Герои Великой Победы».

Какое отношение вы встречаете в Польше к своей деятельности?

–  Проект «Бессмертные имена» – это, в общем, не только реставрация, а зачастую просто приведение в нормальный вид мест погребения наших воинов на территории Польши.

В целом за прошедшие почти пять лет Международный благотворительный фонд «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца» провел целую серию патриотических акций среди российских соотечественников, проживающих в Польше. Реализация этих благородных инициатив нашла живой отклик у неравнодушной части польских граждан и получила широкое освещение в СМИ.

–  Если не брать разговоры на политические и исторические темы, к россиянам в Польше относятся вполне благожелательно. Это некое славянское братство? Как вы это оцениваете?

–  Россияне действительно охотно приезжают в Польшу, в основном с целью туризма, на это есть свои объективные причины.

Что касается славянского братства, то эта тема на самом деле сложная и во многом обросшая значительным количеством мифов. Так что я бы оставил этот вопрос для профессиональной дискуссии историков, филологов, этносоциологов.

Важно ведь другое – от нынешних рационально мыслящих людей требуется не ежедневное копание в темных закромах прошлого. В современном мире важны умение выстраивать диалог, качество исполнения своих международных обязательств, отстаивание суверенных национальных интересов, следование подлинным идеалам общечеловеческих ценностей, которые остаются неизменными. Все это свойственно гуманитарной области, проецированию «мягкой силы».

–  Большое значение сейчас придается активизации межрегионального сотрудничества, повышению вовлеченности региональных активистов в реализацию общественных инициатив. В этой связи – какова роль Санкт-Петербурга и Кронштадта в проекте «Бессмертные имена»?

–  Отвечая, не могу не вернуться к вашему первому вопросу об интересе Международного благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца» к Польше. В 2015 году мы в моем родном Санкт-Петербурге и Кронштадте неоднократно слышали призывы наших уважаемых ветеранов-фронтовиков, блокадников, активной и небезразличной молодежи и просто не могли пройти мимо них. Тема памяти о Великой Отечественной войне, о той страшной цене, которую мы заплатили за Великую Победу, особенно чувствительна для Петербурга.

Хочу подчеркнуть, что Санкт-Петербург стал первым российским субъектом, который обратил общественное внимание на острейшую проблему сноса советских памятников в Польше, встал на защиту попранных идеалов, а на сегодняшний день противостоит попыткам порвать незримую нить исторической памяти, связывающую поколения.

Внимание и поддержка со стороны руководства города чувствуются постоянно. У нас выстроено очень слаженное, конструктивное взаимодействие с губернатором А.Д. Бегловым. Впереди большой путь, еще очень много инициатив предстоит реализовать.

В советское время было хорошее понятие «градообразующее предприятие». У нас таким объектом притяжения неравнодушных граждан с момента открытия является Никольский ставропигиальный Морской собор в Кронштадте. Вскоре появится еще один – парк «Патриот» в Кронштадте. Поэтому развитие здравого патриотического потенциала в полной координации с властями города будет идти по нарастающей.

– Вы будете опираться на мнение молодого поколения петербуржцев?

– Мне нравится работать с молодежью. К ней надо относиться с уважением, говорить на современном языке, который понятен для молодых россиян. Необходимо чувствовать их проблемы, тревоги и заботы изнутри, работать «в поле», делиться опытом, вводить формат наставничества. Главное – нельзя поучать свысока.

Мир меняется, и в вопросах работы с молодежью следует идти в ногу со временем и использовать цифровые форматы, которые зачастую имеют больший охват аудитории и при этом являются менее затратными. В частности, речь идет о формировании доступных тематических цифровых аудиовизуальных платформ на базе имеющихся механизмов, включая российские социальные сети (создание групп в соцсетях, бесплатных приложений для мобильных устройств и др.). Историческая политика – не исключение. Убежден, что активная, сопереживающая и эрудированная молодежь будет нам в этом только помогать.

Закрыть