Санкт-Петербург ведет борьбу с жизнью «за стеклом»
В январе в Петербурге вступил в силу закон, пролоббированный административно-технической инспекцией, которая, в числе прочего, борется за сохранение в первозданном виде петербургских фасадов. И хотя основной мишенью ГАТИ были офисные и промышленные здания, под удар теперь попадут обычные граждане, жители построенных в советское время многоквартирных домов. И по большей части – небогатые.
Поправки в кодекс
Речь идет о людях, проживающих в квартирах с самостоятельно застекленными балконами. Дома досоветской постройки и без того находились под пристальным вниманием городских служб: если на стеклопакеты в окнах еще смотрели сквозь пальцы, то кустарная обшивка балкона на доме XIX века сразу пресекалась. В домах современных массовых серий сплошное остекление лоджий предусмотрено проектом. Остались хрущевки, дома 504, 606, 137 и других похожих серий. Балконы в них стеклили не от хорошей жизни, а ради спасения от сквозняков. Впрочем, потом появились другие варианты спасения: те же стеклопакеты, а балконы за несколько десятков лет превратились в кладовки. Снять остекление стоит порядка 5000 рублей, это недорого, но хозяева квартир не понимают, почему они должны жертвовать комфортом, если до этого в течение 30 лет до этого балкона никому не было дела.
Первым шагом к запрету кустарного остекления стал административный кодекс Санкт-Петербурга, 18-я статья которого карает за «самовольное изменение фасада здания, включая устройство дополнительных оконных проемов, дополнительного остекления, установку козырьков и т.п.». Для граждан предусмотрен штраф от одной тысячи рублей, для предприятий – от 20 до 100 тысяч. Кодекс вместе со статьей был принят десять лет назад.
Однако все попытки привлечь к ответственности граждан, живущих в квартирах с застекленными балконами, разбивались о слово «устройство». Закон мог покарать только тех, кто сам застеклил лоджию или балкон, а не получил его в таком виде в наследство или купил. И застеклил недавно – не более двух месяцев назад, пока действует срок давности для таких правонарушений. А как это докажешь? Поэтому статья не работала. В декабре 2019 года внесли поправку, благодаря которой статья стала «длящейся». В ней теперь прописано не только «устройство», но и «размещение» самовольного остекления.
Кляузы и мониторинг
Значит, достаточно быть владельцем квартиры с самодельной остекловкой, пусть и тридцатилетней давности, чтобы попасть под статью. Наказывать за это нарушение будет комиссия, действующая при районной администрации. Она же выписывает штрафы за нарушение Закона о тишине, за парковку на газоне и т.п. Как правило, с момента вызова на комиссию до собственно заседания проходит от недели до месяца. Если гражданин успевает за это время ликвидировать остекление, от штрафа он освобождается.
Но если владелец квартиры игнорирует требование, эти штрафы ему будут выписывать постоянно. Каждый месяц. Появился новый рычаг давления на неугодного соседа: на него постоянно можно писать кляузы из-за балкончика. И наступил настоящий праздник для активных авторов с портала «Наш Петербург». Как известно, на портал можно отослать любую жалобу на благоустройство, и авторы-рекордсмены приноровились фотографировать в городе все подряд, например, вывески, а затем отсылать на портал с требованием разобраться: законно ли эта вывеска установлена. Теперь они переключатся на балконы.
Как заверили «Петербургский дневник» представители ГАТИ, услугами анонимных авторов в инспекции не пользуются. «Мы сами проводим ежемесячный мониторинг 16 тысяч нежилых зданий, – сообщила «ПД» пресс-секретарь ГАТИ Евгения Чистякова. – Мониторинг помогает выявить те дома, где были внесены изменения в конструкцию фасада. Спустя месяц мы приезжаем на контрольный осмотр, и если видим, что изменения не были временными, оформляем нарушение». Предприятиям, для которых штраф гораздо весомее, чем для граждан, нет смысла долго игнорировать ГАТИшные предписания.
Законный способ
Самодельные стеклянные балконы и козырьки над ними опасны не только из-за разрушения архитектурного облика и оскорбления чьих-то эстетических чувств. Достаточно одной ошибки в проектировании того же козырька, чтобы зимой – из-за неправильной терморегуляции – он постоянно обрастал сосульками. Потом происходит несчастный случай – так, в Петербурге несколько лет назад сосулька, упавшая с крыши несанкционированного козырька, убила девушку, – а владелец квартиры искренне недоумевает, почему отвечать за трагедию приходится именно ему.
«Застеклить балкон вы можете только в ходе реконструкции всего фасада», – заявила Елена Кириченко, начальник управления городской среды Комитета по градостроительству и архитектуре. Получается, что законный способ поставить остекление все-таки существует, но для этого придется остеклить всех соседей, чтобы фасад выглядел как единое целое.
«Все это было прописано в 961 постановлении о правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга, – рассказала Елена Кириченко «Петербургскому дневнику». – Изменение фасада осуществляется на основании комплексного согласованного проекта, который представляет в КГА либо управляющая компания, либо представитель всех собственников квартир. Он делает фотофиксацию фасада, разъясняет, какова цель предстоящего благоустройства, и ждет согласования. Срок согласования – 22 рабочих дня. Потом выдается техзадание и разрабатывается проект».
Следует учитывать, что застекленные балконы (не лоджии) мешают, например, работам по теплоизоляции и утеплению фасадов, так что их еще могут и не согласовать. За год КГА получает десяток-другой подобных обращений. Они удовлетворяются. За последние годы количество заявок заметно увеличилось: люди сами хотят, чтобы у них все было по закону.