Яндекс.Метрика
  • Юлия Радкевич

В Петербурге появилась экспозиция, посвященная тетрису

Куратор выставки говорит, что если бы знаменитая игра появилась сейчас, то все равно стала бы популярной

Выставка Make tetris great again открылась в Музее советских игровых автоматов и продлится до 31 марта. Экспозиция приурочена к 35-летию создания игры. «Петербургский дневник» составил гид по выставке и выделил самые необычные игры, которые изменят обыденное представление о тетрисе.

Советский изобретатель тетриса Алексей Пажитнов любил головоломки, в частности пентамино – плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре 12 фигурок. Основная задача этой головоломки – уложить блоки так, чтобы они поместились в прямоугольник. Он решил перенести ее на компьютер «Электроника-60» в Академии наук. Но он не мог справиться с такими числами, поэтому игру пришлось упростить.

«Фигурок стало семь, а частей в них – четыре. Собирать их нужно было так, чтобы покрыть все пространство экрана, как и в пентамино. Но как только игрок понимал единственную схему сбора мозаики, становилось неинтересно. Поэтому автор изменил правила. Сначала фигурки в "стакане" – так называется пространство игры – должны были падать и со временем полностью заполнить весь экран, а уже потом начали исчезать при построении горизонтального ряда. Тогда игра и стала бесконечной. Условно в ней невозможно выиграть», – рассказали в музее.

Со времени появления – 1984 года – тетрис становился все более сложным: в игру вводились персонажи, сюжетные линии, появлялось 3D-пространство. «Думаю, что тетрис нравится многим из-за простоты и из-за человеческого стремления к порядку, структурированию хаотичных элементов, построения чего-то более четкого. А то, что у игры нет привязки к персонажам, даже лучше. Бывает, что кто-то становится модным, потом интерес спадает. А фигурки – это суперминимализм. Просто цветные падающие кубики – без культурного или временного контекста. Думаю, если бы тетрис появился сейчас, то все равно бы стал популярным», – подчеркнула куратор выставки Марина Кутепова.

Она отметила, что задача выставки – не просто показать тетрисы на консолях, но и рассказать, как разные компании переосмысливали игру в течение 35 лет и к чему пришли.

Мы выделили самые необычные экспонаты выставки, в которые можно поиграть на аутентичных компьютерах и поучаствовать в баттле, чтобы выиграть бесплатный напиток из советского автомата.

Tetris – 1980-е годы

На выставке представлен первый монохромный тетрис. Он понравится любителям оригинального контента. «Его квадратики сделаны из квадратных скобочек, так как у компьютера не было мощности даже на самую простую графику», – отметила куратор выставки.

Welltris – 1989 год

После того, как Тетрис стал популярным, Алексей Пажитнов придумал еще четыре игры, одной из которых и стала Welltris. Смысл заключается в том, чтобы заполнить плоское дно «стакана». Правда, теперь фигурки располагаются будто в 3D-пространстве и двигаются с четырех разных сторон. А справа возникают различные картинки, показывающие жизнь Советского Союза. Всего было продано около 400 тысяч экземпляров этой игры.

Hatris – 1990 год

Алексей Пажитнов пошел в своих идеях дальше и сделал тетрис со шляпами. Вместо привычных кубиков и фигур в игре появились головные уборы – шляпы, цилиндры, колпаки волшебников. Чтобы высвободить место на экране, нужно собрать стопку из пяти шляп одного типа. Проиграть можно, если одна из шляп коснется верхней части экрана. «К сожалению, игра не стала такой же популярной, как традиционная, но попытка была – и довольна интересная», – отметила куратор.

Похожая на нее игра – Faces – тоже есть на выставке. В ней нужно из разных фрагментов создавать лица людей. Правда, в этой игре даже одна ошибка может привести к быстрому поражению.

Tetriller – 1990 год

В этой игре уже появляется персонаж – человечек, которому нужно добраться до выхода, находящегося в верхней части экрана. Игроку нужно выстроить фигурки так, чтобы построить для героя лестницу, по которой он смог бы добраться до своей цели. Правда, с ними нужно быть осторожным: фигуры могут раздавить персонажа, если перестараться со спасением.

Crazy Tetris – 1999 год


Усложнить игру можно не только персонажами и сценарием. В этой версии игры фигуры состоят не только из квадратиков, но и из равнобедренных прямоугольных треугольников. Основная задача игрока – помещать блоки или треугольники в линии. Так игра заметно усложняется.

Tetris Effect – 2018 год


Самая новая игра, представленная на выставке. Ее название связано с реально существующим «синдромом Тетриса», который проявляется, когда человек постоянно уделяет время определенной деятельности, в частности – игре. Так, образы падающих фигурок могут появляться во сне, в мыслях и в реальной жизни. К примеру, человеку захочется заполнить пространство между двумя коробками в магазине или зданиями на улице.

«У нас она представлена на PlayStation 4. Среди ценителей и знатоков тетриса она считается самым классным продуктом. В принципе, это классический тетрис, который хорошо сделан визуально – в нем суперграфика, а еще можно играть в виртуальной реальности», – отметила Марина Кутепова. На выставке этот тетрис проецируется на большой экран: можно поиграть самому или присесть на подушки и посмотреть, как играют профессионалы.

Закрыть