Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Драматическая история петербурженки изменила порядок оказания помощи в медучреждении

История болезни часто оказывается еще и историей взаимоотношений больного и врача. Все нюансы этого общения пришлось испытать на себе пожилой петербурженке Наталье Кузьминовой
Фото: А.Глуз/ «Петербургский дневник»

Наталья Васильевна – пациентка Городского онкологического диспансера. Она говорит, что в целом за всю свою историю болезни видела в основном внимание и заботу со стороны медперсонала, но вот недавно оказалась в сложной ситуации: пока одни врачи ее фактически отфутболивали, другие – спасали. Женщина никого не обвиняет. Просто пытается привлечь внимание к проблеме, которая зачастую оказывается для человека более болезненной, чем сам диагноз и лечение.

«Сходите в кабинет, возьмите снимки»

В конце ноября она пришла на онкогинекологическую комиссию в поликлинику Городского онкодиспансера на 2-й Березовой аллее, чтобы получить назначение на дальнейшее лечение после четырех химиотерапий. Пришла с сильной болью в правом боку, о чем доктору и сказала. Врач пациентку осмотрела и переназначила прием на пять дней позже – надо было сделать МРТ.

В назначенный день, 2 декабря, Наталья Кузьминова пришла, уже сгибаясь от боли. Пришла рано утром, как посоветовала медсестра, – дескать, вас, повторных, примем в первую очередь. Но ни в первую, ни во вторую очередь ее так и не приняли. Ей становилось все хуже, о чем она за 2 часа ожидания около десяти раз сказала медсестре и врачу. На что получала неизменный ответ: «Ждите, вызовут».

Каждый раз вставать и подходить к двери кабинета было невыносимо! Уже почти не соображая от боли, женщина присела на корточки у кабинета, слезы полились от бессилия, обиды и боли.

Только после того, как ее заметили другие медсестры, несчастную позвали в кабинет. Доктор расспросила пациентку, почитала ответ МРТ и отправила на УЗИ брюшной полости здесь же, в больнице. Еле добравшись до кабинета и попросив сделать обезболивающий укол, Наталья Васильевна сделала УЗИ и побрела назад. И вновь услышала знакомое: «Ждите, вызовут». 

«Тут я набралась наглости и зашла вместе с другой пациенткой, – вспоминает Наталья Кузьминова. – Мне предложили вызвать скорую, так как было подозрение на непроходимость тонкой кишки. Дали бумаги в руки и… снова отправили в коридор, сидеть и ждать скорую там. Минут через 5 вышла медсестра и сказала: «Сходите в кабинет УЗИ, возьмите свои снимки». Пришлось снова ползти за снимками. Потом ждала скорую...»

Спасибо всем

На скорой помощи ее доставили в городскую больницу №31, где оказалось все ­наоборот: оперативно, внимательно, вежливо, комфортно. Быстро сделали все анализы, внимательно расспросили, едва ли не полностью обследовали. Медсестра сопроводила пожилую женщину по всем кабинетам и назначениям, ее пересадили в кресло-каталку, отвезли в чистую двухместную палату – пока готовили операционную. Через пару часов Наталья Васильевна лежала на операционном столе. Случай оказался сложным: гангренозный аппендицит с осложнениями. Если бы она подождала еще немного, жизнь ей могли бы и не спасти.

«Я понимаю, больных очень много. На ту же онкокомиссию собираются по 40-60 пациентов, и все ждут, когда их вызовут. А вызывают по два человека от каждого из врачей, и еще идут те, кто без осмотра. Но я не понимаю, почему всех надо назначать на одно время? Сидят онкобольные, у многих – сахарный диабет, все ждут с восьми утра и до четырех вечера (у меня так было два раза), и часто бывает, что потерялась карточка», – говорит Наталья Кузьминова.

Она понимает, что у врачей и медсестер большая нагрузка, что они тоже устают, но недоумевает: почему в медучреждении нельзя наладить логистику пациентов так, чтобы удобно было и им, и медикам? Ведь в других больницах это вполне возможно.

«В 31-й больнице коллектив выполняет свою работу четко, спокойно, без суеты. Успевают сказать доброе слово, подбодрить, успокоить», – отмечает женщина.

Она благодарит едва ли не весь персонал 31-й больницы, включая лечащего врача Фади Рида, всех, кто участвовал в операции, ухаживал в реанимации и в палате, не позволял терпеть боль и слишком сильно переживать.

Заботливые врачи даже пригласили специалистов по профилю онкологического диаг­ноза пациентки – для дополнительных консультаций. Санитарки бережно кормили лежачую больную. Медсестры старались сделать перевязки или уколы максимально аккуратно…

Наталья Васильевна упоминает едва ли не весь персонал стационара, мечтая назвать всех по именам и поблагодарить – и за спасенную жизнь, и за внимание и доброту.

«Очень хотелось бы, чтобы медицинский персонал из других городских учреждений научился работать так, как делают их коллеги», – добавляет пациентка.

Меры приняты

Редакция «ПД» получила официальный ответ из Городского онкологического диспансера. Напомним, что он располагается на двух площадках – на проспекте Ветеранов и на 2-й Березовой аллее, куда приходила женщина.

«От лица всех сотрудников Городского клинического онкологического диспансера я приношу извинения Наталье Васильевне. Администрация озабочена ее обращением. Для всесторонней проверки изложенных фактов организована экспертиза качества оказания медицинской помощи, результаты которой будут проанализированы. Случай оказания медицинской помощи также будет рассмотрен на врачебной комиссии», – сообщил главный врач учреждения Эльдар Топузов.

Он рассказал, что управленческим решением отменены повторные консилиумы для пациенток отделения онкогинекологии, состояние здоровья которых после проведения курса химиотерапии будет отслеживаться заранее назначаемыми врачебными консультациями.

«Это позволит наконец врачам – участникам консилиума уделять полноценное время и внимание каждому пациенту, при этом не «захлебываясь» в многолюдном приеме, – подчеркнул главный врач Городского онкологического диспансера. – Так, весь прошедший год мы упорно работали над этим, внедряя дополнительный амбулаторный прием в стационаре на проспекте Ветеранов, медицинскую информационную систему. Кроме того, состоялись кадровые перемены в отделении онкогинекологии».

По словам Эльдара Топузова, врачам и медицинским сестрам, нарушившим деонтологию и профессиональные стандарты оказания медицинской помощи при данной патологии, по итогам врачебного расследования будет объявлено дисциплинарное взыскание.

Прямая речь

Председатель совета молодых врачей РОО «Врачи СПб» Александр Сонин:

– Этика и деонтология занимают ключевую роль во взаимодействии врачей и пациентов. Более 80% жалоб на медиков связано не с качеством оказания помощи, а с неэффективной коммуникацией.

На заметку

За год Городской онкологический диспансер принимает более 150 тысяч пациентов. Специализированные приемы проводятся по 16 профилям. Как рассказали «ПД» в медицинском учреждении, мощность диспансера составляет 813 коек, которые развернуты в 16 отделениях.