Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Режиссер Петр Шерешевский рассказал, как идет бескомпромиссный поиск Камерного театра Малыщицкого

Культурное учреждение отметило 30-летие

Камерный театр Малыщицкого отметил свое тридцатилетие. В честь юбилея состоялся вечер с традиционным капустником и поздравлениями от друзей и коллег. О том, как прошли эти годы для театра, рассказал главный режиссер Петр Шерешевский.

– В девяностые годы театры росли как грибы после дождя. В то время их число в Петербурге приближалось к тремстам. Сегодня «живы» немногие. Как вам удалось сохранить театр?

– Это очень сложный вопрос. Потому что мы постоянно существуем в шатком равновесии. Например, в этом году мы лишились помещения, где хранились декорации. И как дальше развиваться – совершенно непонятно. Артисты какие‑то остаются, какие‑то уходят, хотя костяк – это человек двадцать – остался прежним.

Существовать очень трудно – зарплаты практически нет, только гонорары. И порой кажется, что вот-вот все рухнет. Но нет, держимся. Поэтому для себя я объясняю это так: шаткое равновесие – самое устойчивое из равновесий.


– Проблема помещений для театров – одна из самых острых. Видится ли вам свет в конце тоннеля?

– Мы на это надеемся, постоянно обращаемся к властям. Нам обещали помещение, которое мы можем использовать как репетиционное, складское и, может быть, административное. Это, конечно, создаст новые сложности. Потому что у нас нет ни времени, ни сил возить декорации туда-сюда. Но все же это существенно облегчит нашу жизнь. Кроме того, мы очень надеемся на то, что нам дадут два пустующих помещения, которые располагаются в том же доме, что и наш театр. Хотя в обоих случаях много сложностей. И проблема, увы, быстро не решится.

– Тем не менее у вас много премьер.

– Да, в этом сезоне мы выпустим сразу три новых спектакля. Первый из них уже можно посмотреть. Это «Билли Каспер», поставленный Верой Поповой по мотивам романа Барри Хайнса «Пустельга для отрока» и пьесе Алексея Житковского. Кстати, это первая постановка произведений американского прозаика на отечественной сцене.

Во второй половине сезона мы планируем выпустить спектакли по пьесам Аси Волошиной «Дания тюрьма», а в самом конце театрального года – спектакль Светланы Баженовой «Герб города N». Все эти пьесы написаны современными авторами. Они хорошо вписываются в наш юбилейный сезон, который мы объявили «сезоном современной драматургии».

– Театр был основан Владимиром Малыщицким и сейчас носит его имя. Какие принципы, заложенные в те годы, вы считаете актуальными и сегодня?

– Основной принцип состоит в том, чтобы сохранить коллектив, людей, которые хотят и могут заниматься искусством. Хочу надеяться, что Театр Малыщицкого – это место, которое объединяет тех, кому просто интересно выражать свою жизнь именно таким образом. И которые готовы, несмотря на все сложности, делать это всерьез.

– В спектре петербургских театров ваш театр занимает отдельное место. У него свое лицо, свой зритель. Как вам этого удалось добиться?

– Главное для меня – чтобы каждый спектакль был искренним поиском неведанного. Чтобы мы не пытались удовлетворить чьи‑то желания, а искали что‑то свое. Наша репертуарная политика – это отсутствие зрительски ориентированной репертуарной политики. Все усилия мы стараемся направить на бескомпромиссный поиск, а не на тренды. Они не должны довлеть над нами.

Мы считаем, что для многих зрителей именно театр открывает путь и заставляет задаваться самыми главными для каждого человека вопросами: «Для чего я пришел в этот мир? В чем смысл жизни? По какой дороге идти?..»

– Дорогу вы уже выбрали. А о чем мечтает режиссер Петр Шерешевский?

– Я мечтаю, чтобы наш театр более уверенно встал на ноги. Хочется стать государственным, хочется достойного финансирования, большого и красивого театра. И, наконец, очень хочется, чтобы существующее сегодня шаткое равновесие превратилось в устойчивое.