Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Петербургские режиссеры рассказали о пьесах, которые могут задеть

В Петербурге завершился первый международный конкурс короткометражной современной драматургии на русском языке Stories. Кто были его участники? Какие темы они поднимали? И в чем состояли трудности работы жюри?
Пьесы, которые могут задеть Фото: пресс-служба театра «Суббота»

Куратор программы Stories, главный режиссер театра «Суббота» Андрей Сидельников считает: сегодня все самое главное и любопытное происходит в небольших театрах. К примеру, в таких, которым руководит он сам. Или Петр Шерешевский, возглавляющий Камерный театр Малыщицкого. Или Михаил Смирнов, главный режиссер Театра Балтийского флота. И потому к таким короткометражным пьесам у них особый интерес. Ведь они могут быть поставлены на сценах их театров.

И такие примеры уже есть. Так, в театре «Суббота» в открывшемся недавно новом игровом пространстве «Второй этаж. Комната» был показан 40-минутный спектакль «Леха». И прошел он с большим успехом. А значит, перспективы у таких короткометражных пьес хорошие.

Первый блин не комом

По словам куратора проекта Stories театрального критика Татьяны Джуровой, конкурс короткометражной современной драматургии вызвал огромный резонанс. Особенно впечатляет количество поданных на него работ – 473! И каждую из них (а это, по регламенту конкурса, порядка 12 страниц) нужно было внимательно прочитать и составить о ней собственное мнение.

«Читая почти 500 текстов, я практически сходил с ума!» – эмоционально признался Петр Шерешевский. По его словам, продраться через такое количество пьес, среди которых немало графоманских, было трудно. Особенно если учесть, что на каждую из них он составлял аннотацию.

«Я боялся вместе с помоями выплеснуть ребенка. Поэтому внимательно искал талантливые работы», – сказал он. И отметил, что его мнение не совпало с мнением жюри, которое в качестве победителя выбрало пьесу Юлии Тупикиной «Ноябрь 86». Хотя ему больше понравились «Ковры» Юрия Пивоварова.

Впрочем, считает режиссер, у Камерного театра Малыщицкого, который на днях отмечает 30-летие, всегда был свой взгляд и свой путь, отличный от других.

Победителя – на сцену

А вот Михаилу Смирнову пьеса Юлии Тупикиной понравилась. «Она остроумно написана. В ней есть ощущение утекающего времени, свободы, которая ушла», – сказал он.

Сама Юлия рассказала, что в основе сюжета лежит история русского поэта, художника, скульптора, одного из основоположников московского концептуализма Дмитрия Пригова, ушедшего из жизни в 2007 году.

«Он сыграл в нашей литературе примерно такую же роль, как художник Илья Кабаков, только в словах», – сказала она. И отметила, что именно в жанре короткой пьесы, максимально приближенной к поэзии, можно убедительнее всего рассказать о судьбе этого человека.

Эксперты объяснили, что одним из главных критериев для них было соблюдение жанра пьесы, а не рассказа, который все же прислали некоторые участники. Другими критериями стали язык пьесы, описываемые в ней ситуации и то, в какой форме про них рассказывается.

«Для меня важно, когда автор разговаривает со мной. Еще очень важно, задевает он меня или нет. Если да, то такую пьесу хочется поставить», – говорит Андрей Сидельников.

Кроме пьесы Тупикиной в шорт-лист конкурса вошло еще 11 произведений на русском языке. Их авторы – из России, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Израиля и других стран. Все произведения были представлены анонимно.

20 и 21 января на сцене театра «Суббота» по итогам конкурса коротких пьес будут представлены сразу шесть премьер. Шесть новых пьес, нигде и никогда публично не представлявшихся, покажут в эскизах молодых режиссеров.

Вход на показы бесплатный по регистрации. Регистрация по телефону: 8 (812) 764-82-02. Открыта бесплатная регистрация на TimePad.

Закрыть