Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

О защитниках Дороги жизни расскажут в музеях

2020 год объявлен в нашей стране Годом памяти и славы. Какие новые программы, посвященные героической защите Ленинграда в годы блокады, готовят музеи? И какие инициативы по сохранению исторической памяти предлагают общественники?

Еще лет 20 назад о сохранении исторической памяти о войне и блокаде заботилось в основном государство. Но в последние годы ситуация стала меняться. Как рассказал главный редактор информационно-аналитического проекта «Новый Музеон» Кирилл Королев, сейчас по инициативе общественных организаций и отдельных людей стали открываться новые экспозиции. Причем некоторые из них либо при весьма скромной финансовой поддержке властей, либо вообще на собственные средства отдельных энтузиастов.

Такие музеи, сохраняющие память об обороне и блокаде Ленинграда, об участниках тех героических событий, хотят создать и у нас.

Сохранить память

«Увы, ветераны уходят. Еще несколько лет назад в нашей организации были три человека, перевалившие через 100-летний рубеж. Сегодня их уже нет с нами. Поэтому так важно услышать их рассказы, успеть записать воспоминания, что называется, из первых рук», – считает председатель объединенного совета ветеранов «Дороги жизни» и их потомков Сергей Панин.

Сам он уже давно занимается поисковыми работами. Вместе с единомышленниками ищет предметы, относящиеся к войне, собирает сведения о ветеранах, «каждый из которых, в каких бы родах войск он не служил, делал свое дело – защищал Дорогу жизни».

Именно по инициативе ветеранов-моряков в 70-х годах прошлого века был создан музей «Дорога жизни», который после проведенной недавно большой реконструкции вошел в состав Центрального военно-морского музея Петербурга.

А теперь общественники ратуют за то, чтобы восстановить значимость второго музея, созданного в деревне Коккорево в старой школе. Он посвящен автомобильной дороге ВАД-101, которую зимой 1942/1943 называли «Ледовая трасса Дороги жизни». По мнению Сергея Панина, эту экспозицию следовало бы включить в состав Музея обороны и блокады Ленинграда. Это было бы логично и справедливо.

Народный музей

«Идея народности, которой пропитан этот музей, очень близка мне по духу. Ветераны хранят память о тех событиях. В музее есть документы, фотографии, подлинные предметы того времени. Еще живы жители, которые были свидетелями тех лет. Очень важно, чтобы такая эстафета памяти была передана дальше», – считает участник инициативной группы по возрождению народного Музея Дороги жизни в Коккорево Антон Ермолаев.

Он уверен: если бы удалось вдохнуть в этот музей новую жизнь, он мог бы стать местом притяжения для самых разных людей. И одновременно помог бы развитию самой деревни, где сейчас нет ни центрального отопления, ни газа. А она находится всего в 60 километрах от Петербурга.

За каждой книгой – своя история

Вопреки бытующему мнению, что в блокадном Ленинграде сжигали книги, таким образом пытаясь хоть немного согреться, опровергает представитель музея-библиотеки «Книги блокадного города» Надежда Каширцева. По ее словам, основную часть музея как раз и составляют книги того времени, которые помогали людям пережить самые страшные дни.

«Далеко не все книги сжигались. Не случайно их называли вторым хлебом», – отметила она.

По словам Надежды Каширцевой, посетители музея с интересом знакомятся как с книгами, так и с бытовыми вещами того времени. А чтобы идти в ногу со временем и поддержать интерес юной аудитории, здесь используют мультимедийные экраны, включают звук сирены или метронома, дают нарисовать маршрут Дороги жизни на карте и для придания большей подлинности даже гасят свет.

«Нам важно показать, что люди жили, боролись. И в городе была культурная жизнь», – подчеркнула она.

Эффект присутствия

Напомнить о роли правобережья Ладоги в годы войны хочет и заведующий музеем «Кобоно-Кареджский порт» Сергей Марков. Он рассказал, как бывшие морские офицеры, начав в 2013 году изучать историю Кобоны, обнаружили на дне Ладожского озера уникальные артефакты.

«Это зацепило. Мы продолжили поиски и вскоре подняли со дна машину. Она потом даже участвовала в параде на Красной площади», – рассказал он.

Сейчас мечта музейщиков – создать большой экспозиционный центр и представить в нем подлинную и, что особенно важно, работающую технику времен Великой Отечественной войны.

В планах – создание музея, рассказывающего о работе госпиталя. Его изюминка в том, что расположен он будет на месте реально существовавшего госпиталя.

Сейчас частный предприниматель взял эту землю в аренду. И намерен воссоздать на ней не только сам полевой госпиталь, наполнив его артефактами, но и блиндажи и траншеи.

По мнению Сергея Маркова, тот факт, что госпитальный музей будет расположен на историческом месте, придаст ему особую убедительность.

«Люди, которые придут сюда или на берег Ладожского озера, смогут увидеть практически ту же картину, что и раньше. Такой эффект присутствия вызывает сильные впечатления. Это я вижу по своим экскурсантам», – говорит заведующий музеем «Кобоно-Кареджский порт».

Закрыть