Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

«Лицом к пациентам»: суд назначил рекордную компенсацию за ошибки в лечении

Туберкулезная больница по решению суда должна заплатить 750 тысяч рублей петербуржцу, ставшему инвалидом I группы

Петербуржец Александр Р. в апреле 2013 года попал в Городскую туберкулезную больницу №2 (ГТБ №2). В мрачном здании на проспекте Тореза ему пришлось провести более полугода. Врачи этого учреждения применили стандартную противотуберкулезную терапию, начисто игнорируя результаты предыдущих обследований и медицинские рекомендации.

Как итог, медики не заметили стремительно развивавшуюся у Александра системную волчанку – серьезное аутоиммунное заболевание, при котором организм начинает разрушать себя изнутри. Впоследствии 28-летний молодой человек был признан инвалидом I группы бессрочно.

Ошибки врачей 

Как рассказала «ПД» мать пострадавшего Марина Р., после выписки из ГТБ №2 состояние сына постепенно ухудшалось, пока не дошло до того, что он попал в реанимацию Первого медицинского университета имени И.П. Павлова в критическом состоянии. Там-то наконец ему поставили верный диагноз. С тех пор Александр почти не вылезает из больниц.

Первым делом, рассказывает Марина, они с сыном обратились в городской Комитет по здравоохранению. Весной 2016-го тот вышел с внеплановой проверкой в ГТБ №2 и установил дефекты ведения медицинской документации, сбора информации, диагностики, лечения и преемственности. В акте проверки Комздрава говорилось, что все вместе это не позволило своевременно диагностировать у пациента системную красную волчанку и могло спровоцировать более агрессивное ее течение.

Последствия проверки для туберкулезной больницы были несерьезными: нескольких сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности. Далее пострадавший после неправильного лечения решил идти в прокуратуру и полицию.

Рекордная сумма 

Заместитель прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга Дмитрий Карханов рассказал «ПД», что получил обращение Александра по электронной почте. Прокуратура провела свою проверку, были получены объяснения должностных лиц ГТБ №2, запрошены медицинские документы.

Наконец, по запросу прокуратуры городским Бюро судебно-медицинских экспертиз было выдано заключение о том, что лечение в ГТБ №2 проводилось с нарушениями, в результате которых Александру Р. поставили диагноз «туберкулез», при этом пропустили сопутствующее заболевание – системную волчанку, которая оказала негативное влияние на почки пациента. В дальнейшем, пояснил прокурор, это влияние было оказано и на суставы, что привело Александра Р. к инвалидности и невозможности самостоятельно передвигаться.

«На основании заявления Р. прокуратурой был подан иск о взыскании компенсации морального ущерба. И по итогам рассмотрения гражданского дела судом была присуждена компенсация в размере 750 тысяч рублей. Изначально мы предъявляли иск на 15 миллионов, исходя из пожеланий господина Р.», – сказал Дмитрий Карханов.

По его словам, сумма компенсации была уменьшена из-за того, что повторная экспертиза, проведенная по решению суда в Бюро судебно-медицинских экспертиз Ленинградкой области, не установила прямой причинно-следственной связи между дефектами оказания медицинской помощи и приобретенной инвалидностью.

«750 тысяч за моральную компенсацию, в принципе, в нашем Выборгском районном суде именно такой размер пока впервые. Обычно где-то 50-100 тысяч присуждается», – подытожил прокурор.

Медицинский прецедент 

Юрист Денис Караваев, который представлял в суде интересы Александра Р., заявил «ПД», что большую роль сыграло то, что на ключевое заседание прибыл сам истец. Одно дело – разбирать документы о каком-то абстрактном инвалиде, и совсем другое – видеть воочию тяжелые последствия, отметил Караваев.

По его словам, основная проблема таких дел состоит в том, что в России нет критериев оценки морального вреда. Вдобавок, подчеркнул юрист, действующее законодательство увязывает необходимость выплаты компенсации с тем, чтобы вред был прямым, а не косвенным. То есть компенсация взыскивается, когда совершается грубейшая ошибка, практически преступление. Во всех остальных случаях вопрос о назначении компенсации остается на усмотрение суда.

В последние 2-3 года, заявил Караваев, судебная практика поменялась. Суды начали присуждать компенсации за моральный вред даже при наличии косвенной связи между ошибкой врача и наступившими в результате этого негативными последствиями.

Очень важным, по словам Караваева, было решение Верховного суда РФ, принятое в сентябре 2019 года. Там после некачественной медпомощи мужчина скончался. В остальном фабула дела схожа с историей Александра. Верховный суд постановил, что нельзя обращать внимание при решении данных дел только на наличие или отсутствие причинно-следственной связи, нужно смотреть вообще на все обстоятельства дела. 

«Судебная практика меняется. Суды становятся лицом к пациентам. Сейчас суды более широко подходят к оценке всех обстоятельств содеянного», – сказал Денис Караваев.

Продолжение следует 

Сумма в 750 тысяч рублей на самом деле не покажется такой уж большой, если знать, что из-за некачественного лечения Александру был поставлен диагноз «системная красная волчанка с поражением почек, легких, сердца» и он вынужден три раза в неделю проходить процедуру гемодиализа. Все скромные доходы семьи уходят на поддержание жизни молодого мужчины, ставшего инвалидом I группы бессрочно.

Возможно, какой-то компенсации удастся добиться в рамках гражданских исков в отношении конкретных должностных лиц. В ноябре 2017 года следователь МВД возбудил уголовное дело по статье 124 УК РФ «неоказание помощи больному». Вряд ли это самая точная квалификация действий врачей. Юрист Александра уверен, что скорее здесь усматривается часть 2 статьи 293 УК РФ «халатность».

Однако конца этому уголовному делу пока не видно. Сейчас там проводится очередная экспертиза.

Что же касается решения суда о компенсации в 750 тысяч рублей, то оно, как заявил «ПД» главный врач ГТБ №2 Алексей Елькин, будет обжаловано. До вынесения окончательного решения он от комментариев отказался.

Закрыть