Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Двое против тьмы: «Маяк» с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном

«ПД» рассказывает об одном из самых любопытных фильмов Каннского кинофестиваля, который выходит в прокат

В четверг, 16 января, в российских кинотеатрах в прокат выходит лента Роберта Эггерса – молодого режиссера, который уже успел полюбиться критикам и фанатам современных ужастиков. После «Ведьмы» он снял «Маяк», который стал куда большим высказыванием и собрал под свои знамена двух блестящих актеров: Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона.

Двое на острове

В конце XIX столетия двое мужчин отправляются следить за небольшим клочком суши на побережье штата Мэн. Смотрители отличаются друг от друга характерами, нравами и жизненными принципами. Томас – бывалый морской волк, который никогда не лезет за словом в карман. Эфраим – молодой мужчина, который буквально сбежал к маяку, скрывая собственные тайны.

С первых дней приезда общение у наших героев не заладилось. Томас постоянно кричит на молодого коллегу, заставляет его выполнять всю грязную и самую тяжелую работу, а самое главное – не пускает Эфраима к самому маяку, не дает ему увидеть свет вблизи. Само собой, это приводит к конфликту, который только усугубляется огромным количеством выпитого алкоголя и одиночеством. Борьба друг с другом и стихией вскоре приводит смотрителей к кульминационной схватке, которая закончится трагедией.

От Канн до «Оскара»

Премьера «Маяка» состоялась в рамках программы «Двухнедельника режиссеров» на Каннском кинофестивале 2019 года. Поговаривают, что на первый показ фильма выстроилась огромная очередь, а финальные титры публика встретила овациями. Все дело в имени создателя ленты Роберта Эггерса.

Это лишь второй фильм постановщика в карьере. Первый был снят в 2015 году и назывался «Ведьма». Тогда жуткие события происходили в Новой Англии образца XVII века. Эггерс смог создать собственную вселенную, ловко вплетая в него местный фольклор и открыто говоря о самых распространенных «женских» страхах, которые до сих пор беспокоят общество и в наши дни. «Ведьма» в широком прокате окупилась несколько раз, а Эггерс сразу же встал в ряд лучших режиссеров, умеющих снимать современные фильмы ужасов. Его быстро начали сравнивать с автором «Мы» и «Прочь» Джорданом Пилом и ожидали от Эггерса новый проект.

В Каннах «Маяк» завоевал приз Международной федерации кинопрессы, а затем продолжил кататься по основным кинофестивалям планеты. В понедельник, 13 января, стало известно, что «Маяк» оказался среди номинантов на премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Заветную статуэтку теперь может получить Джарин Блашке, который уже работал с Эггерсом над «Ведьмой». Кстати, композитор «Маяка» Марк Корвен также трудился над первым фильмом Эггерса – номинацию он не получил, но все равно сумел создать нужную атмосферу, пугающую и волнующую.

Дефо против Паттинсона

Частично «Маяк» можно рассматривать в качестве театральной постановки, в которой работу режиссера, оператора, сценариста и композитора затмевают два ярких актера – Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон. В кадре они почти всегда вдвоем, на них давят язвительные крики чаек, грохот волн и звук постоянно протекающего дома, но показать весь ужас происходящего могут лишь артисты. Кстати, делают они это блестяще.

Дефо наконец-то в полной мере вернулся в авторское кино. Последний раз что-то серьезное ему пришлось сыграть в биографической ленте «Ван Гог. На пороге вечности» пару лет назад. С Паттинсоном ситуация совсем другая. Экс-похититель сердец школьниц за роль в «Сумерках» уже давно пытается стать «взрослым» артистом, работая с лучшими постановщиками и лучшими авторами независимого кино. «Затерянный город Z», «Хорошее время», «Высшее общество» и даже «Король» от «Нетфликс» – везде Паттинсон упрямо доказывает публике, что он в первую очередь актер, а не слащавый вампир.

Само собой, без «попсовых» проектов в карьере столь популярного артиста не обошлось. Сейчас он приступил к съемкам в «Бэтмене». Сыграет Паттинсон самого Брюса Уэйна, но сейчас все взгляды должны быть устремлены на уже существующий фильм, на «Маяк».

Лавкрафт в штате Мэн

Эггерс написал сценарий «Маяка» со своим братом. Судя по всему, молодые люди активно работали со всеми литературными источниками, способными внести в их фильм что-то мистическое, злое и страшное. Тут можно лишь обратить внимание на штат Мэн, где оказались наши смотрители. Конечно, тут прямой намек на короля ужасов – Стивена Кинга. Это любимое место для книг писателя. Тут земля и воздух всегда пропитаны злом и ждут новых жертв. И они будут – Эфраим и Томас.

Отсылок хватает и к другим писателям. Каждый кадр «Маяка» поражает хтоническим ужасом Говарда Лавкрафта: его монстры где-то там, в пучине под маяком. На свет они не выползут, но будут пугать до самого конца. Есть в «Маяке» что-то от Германа Мелвилла и Стивенса, есть в ленте Эггерса и очередные морские мифы, легенды и суеверия. Проще говоря, перед нами новая «Ведьма», но теперь полностью «мужская» и существующая в другой вселенной, куда более темной, чем раньше.

Эггерс запирает своих героев не только на острове, он закрывает их в «клетку» черно-белой 35-миллиметровой пленки. Дефо и Паттинсону неимоверно трудно двигаться в этих условиях, каждое их решение приносит муки и боль, что ведет за собой новый конфликт. И так до кульминационной схватки, где мистики и отсылок к Кубрику, Хичкоку, Дрейеру и Линчу станет даже слишком много.

По всем показателям, «Маяк» – уникальный гость среди фильмов ужасов. Это кино не сможет напугать публику монстрами или скримерами, оно будет давить на подсознание, припечатывая зрителя к креслу в зрительном зале. Хорошая возможность проверить свои нервы на прочность.

«Маяк» в кино с 16 января.

Закрыть