Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Константин Лившиц: как тревожная кнопка помогает петербуржцам

Руководитель службы социально-медицинского сопровождения «Система Забота» рассказал, кто имеет право на получение тревожной кнопки и сиделки, на какую помощь могут рассчитывать петербуржцы и как одинокие пожилые люди возвращаются к активной жизни

– Из бюджета Санкт-Петербурга может компенсироваться до 90% стоимости социально-медицинских услуг. Речь идет о тревожной кнопке, сиделке и тому подобном. Расскажите об этой системе подробнее.

– Раньше наши бабушки безальтернативно шли в собес. Услуги какого качества там предоставляют, такие и получали люди. Постепенно начал формироваться рынок так называемых поставщиков социально-медицинских услуг. Важной вехой в этом процессе стало принятие федерального закона №442 «Об основах социального обслуживания». Если коротко – деньги идут за потребителем.

Примечательно, что, когда появились негосударственные поставщики социально-медицинских услуг, стали подтягивать свой уровень сервиса и государственные учреждения.

– С чего начинали вы?

– «Система Забота» – это петербургский проект, ориентированный на пожилых людей и инвалидов, который эволюционно развивался, идя вслед за потребностями людей.

В 2004 году мы сделали прототип тревожной кнопки. Изучили зарубежный опыт, дополнили своими идеями. Тогда во всем мире тревожные кнопки делали на стационарной связи, то есть кнопка была привязана к конкретному дому или квартире. Мы же сразу пошли через сотовую связь, что позволило разработать систему для мегаполиса, а впоследствии масштабировать ее на всю страну. Причем именно в Северной столице действует более десятка крупных, проверенных временем организаций – поставщиков социально-медицинских услуг. Конкретно мы работаем по трем направлениям: тревожная кнопка и сопровождение, услуги сиделки, реабилитация после инфарктов, инсультов и травм.

– Как работает тревожная кнопка?

– Человек нажимает на кнопку в своем мобильном телефоне, идет звонок в кол-центр. На компьютере специалиста автоматически выводится информация о звонящем, то есть чем болеет и так далее. Специалист помогает решить проблемы в житейских ситуациях, связанные с медициной, социалкой, ЖКХ, юридические вопросы. Была даже печальная история, когда тревожная кнопка позволила отследить и поймать убийцу.

– Кто и как может получить тревожную кнопку и сиделку?

– Мужчины с 60, женщины с 55 лет имеют право на получение тревожной кнопки. Заявителю необходимо подать в свой отдел соцзащиты заявление, паспорт, справку от терапевта (в случае инвалидности), СНИЛС и оформить индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ).

Петербуржцы также могут получить сиделку бесплатно или с компенсацией до 90% средств за счет бюджета города. На бесплатную сиделку могут рассчитывать петербуржцы, чей средний доход на члена семьи не превышает 13,4 тысячи рублей. Если доход выше, процент, оплачиваемый государством, может меняться и рассчитывается индивидуально.
  
Срок предоставления этих услуг не более чем через 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

– С какими ситуациями приходится сталкиваться в работе?

– Скажем, пожилой человек звонит в управляющую компанию и просит что-то сделать. Его не услышали, он нечетко сказал или он чего-то не понял, накал страстей растет, а итог – конфликт и нерешенная проблема. Сотрудники кол-центра выясняют, что и как нужно сделать, и спокойно передают эту информацию жилищникам, мы контролируем исполнение и успокаиваем подопечного.

Перед Новым годом было много случаев, что называется, между жизнью и смертью. В частности, немало инсультов, которые мы поймали на ранней стадии. Дело в том, что при инфаркте человек чувствует боль, а при инсульте – нет. Человек сидит себе спокойно дома, у него искривляется уголок рта, рука ослабла, в целом кажется, что все нормально и можно подождать, пока дети вернутся с работы и помогут. Но это фатальное решение. Есть так называемое терапевтическое окно, 4-6 часов, когда необходимо оказать помощь.

В Петербурге – современные региональные сосудистые центры. Если вовремя привезти туда больного, то он совершенно спокойно выйдет оттуда на своих двоих. Перед новогодними праздниками у нас было несколько случаев инсультов, сигнал пришел по тревожной кнопке. Специалисты по симптомам определили, что речь идет об инсульте, и оперативно довезли подопечных до больницы.

Нередко нам оказывают помощь сотрудники МЧС. Например, звонок из больницы, говорят, нужна помощь с вашей бабушкой, она весит 150 килограммов, у нас некому помочь ей добраться до дома. Вызываем МЧС. В городе много различных служб, готовых помочь.

Сам факт наличия тревожной кнопки снижает количество обращений в скорую помощь и к участковым врачам. Надо понимать, что зачастую скорую помощь вызывают, чтобы подстраховаться. Между тем, общаясь со специалистами кол-центра, люди понимают, что им помогут в любое время дня и ночи, это снимает напряжение и большой спектр вопросов.

ФАКТ:
8000 абонентов обслуживает служба социально-медицинского сопровождения «Система Забота». В день поступает около 500 звонков, еще примерно 800 совершают операторы. Из них примерно 60% связаны с медицинскими вопросами, 30% – с социальными и 10% – с бытовыми.