Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Потеснит ли электричка метро: куда приведет Петербург железная дорога

На развитие пригородного и внутригородского железнодорожного транспорта планируют истратить более 300 миллиардов рублей

Через десять лет электричка должна стать полноправным видом городского транспорта. Станции метро соединят с железной дорогой, появятся два новых пригородных маршрута, вокруг Петербурга построят два железнодорожных полукольца. В ОАО «РЖД» показали, как этого удастся достичь за 340 миллиардов рублей.

Планы по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла в Смольном обсуждали еще в начале сентября 2019 года. Тогда на рабочем совещании у губернатора Александра Беглова заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони представил разработки концепции по развитию пригородных и внутригородских перевозок. К январю 2020-го они практически не изменились.

Начнем с того, что, по данным РЖД, с 2013 по 2018 годы пассажиров в электричках стало больше на 10% и их число достигло 78,5 миллиона. Больше остальных – почти на треть – выросло Витебское направление, следующим по росту популярности оказалось Выборгское.

К 2025 году количество пассажиров на пригородных направлениях должно увеличиться до 105,5 миллиона человек, а к 2030-му – до 142,4 миллиона человек. А доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок вырастет с 3% до 18%. Уже определены два новых крупных маршрута.

Первый начинается в Ораниенбауме, потом железная дорога следует в Новый Петергоф, Стрельну и Лигово, оттуда делает крюк в Пулково. Для того, чтобы поезда заезжали в аэропорт, предстоит построить новый рельсовый участок – до станции Шоссейная, двухпутная линия обойдется в 84,9 миллиарда рублей. Это дорогой, но очень важный участок пути. Пассажиропоток петербургского терминала становится все больше, к 2030 году он достигнет 30 миллионов человек в год, которым потребуется новый транспорт. По планам перевозчика, железнодорожная линия возьмет на себя примерно пятую часть от общего количества пассажиров.
Из Пулково маршрут выходит на Балтийское направление, потом сворачивает в Лахту, обеспечивая подключение «Лахта Центра», и заканчивается в Белоострове.

Второй маршрут с осени 2019 года претерпел изменения. Если раньше его так же, как и первый, планировали начать в Ораниенбауме, то теперь начальную точку перенесли в Гатчину. Через Московское, Витебское и Балтийское направления этот маршрут дотянут до Токсово. На центральном участке линии от станции «Броневая» до станции Пискаревка планируется запуск 90 поездов в сутки, они будут курсировать с интервалом в 10 минут.

В более отдаленных планах (после 2030 года) есть и третий, проходящий от Тосно через Московский и Финляндский вокзалы до Белоострова. Из совсем дальних перспектив – строительство тоннеля между вокзалами, что позволит сократить время в пути.

В планах РЖД: пять линий петербургского метро будут увязаны с пригородным сообщением. На осеннем совещании в Смольном Олег Тони отметил, что это поможет организовать железнодорожное полукольцо прямо внутри Петербурга. Через город пройдут два пассажирских направления. Первое длиной в 109,7 километра начнется в Ораниенбауме, пересечет пять существующих линий метро, потом уйдет в Лахту, Лисий Нос, Сестрорецк и Белоостров с 38 остановками в пути.

Второе растянется на 73 километра и от Ораниенбаума, пересекая четыре действующие линии метро, через «Девяткино» и Капитолово уйдет в Токсово.

Всего на развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла до 2030 года планируют истратить около 600 миллиардов рублей. Примерно половина этих средств – 339,4 миллиарда рублей – выделена на пригородные и внутригородские перевозки. Остальное – грузооборот и направления дальнего следования.

«Хорошо, если железная дорога будет более активно работать на город, а не просто резать его на кусочки», – отметил эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин. По его словам, городская электричка городу очень нужна, но только при условии качественного исполнения.